Показать виджеты
Скрыть виджеты
Горячая линия
20 июля 2024 активны на платформе
52 509 -26
Преподавателей
563 897 -46
Студентов
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

«Академическое самоуправление — базовая ценность университета»: бразды правления передают преподавателям?

Дата публикации
17 июля 2024
Время на прочтение статьи
4 мин
Количество просмотров
353

28 июня в Юрайт.Академии состоялась онлайн-дискуссия «Лидерство в изменениях: влияние преподавателей на трансформацию университетов» в рамках XV Летней школы преподавателя «Коммуникации, сообщества и связи в цифровом образовании».

 

Роль преподавателя в 21 веке расширилась. Теперь педагогам важно не только передавать знания студентам и заниматься научными исследованиями, но и вносить свой вклад в трансформацию университета. Насколько велики возможности преподавателя? На этот вопрос ответили наши приглашенные эксперты. 

 

«Нужно удерживать рамки открытой коммуникации»: педагогическая инициатива востребована?

 

Из-за развития высоких технологий обычные форматы учебных дисциплин теряют актуальность. Чтобы исправить эту ситуацию, требуется креатив педагога, а также его знания в области цифровых инструментов. «Есть преподаватели, которые годами читают одну и ту же дисциплину, и абсолютно мертвые образовательные программы. Нужно перестраиваться. Все зависит от коллектива — насколько он готов меняться», — уверена заведующая кафедрой английского языка и перевода Северо-Восточного федерального университета, доктор педагогических наук, профессор Галина Парникова

 

Образовательной сфере необходимы уникальные специалисты. Именно поэтому сейчас так популярны вебинары, курсы повышения квалификации и школы преподавателя. Они позволяют за короткое время сформировать актуальные навыки. «Основное влияние преподавателей связано с компетенциями, — замечает первый проректор Псковского государственного университета, доктор юридических наук, профессор Ольга Серова. — Всегда возникают сложности в соотношении высоких стратегических задач и тех тематик, которые интересуют конкретного педагога. Некоторые направления могут не вписываться в реализацию приоритетов. Но сегодня много возможностей для междисциплинарных исследований. Активный преподаватель всегда сможет найти себя».

 

Большинство вузов и колледжей с энтузиазмом встречают педагогические инициативы. Руководитель офиса управления проектами Альметьевского государственного технологического университета «Высшая школа нефти» Алексей Титов считает, что педагогам важно давать право самостоятельно принимать некоторые управленческие решения:

 

«Академическое самоуправление — базовая ценность университета. Нужно создавать такие модели и конструкции, чтобы каждый преподаватель чувствовал себя востребованным и мог продвигать инициативы. Нужно удерживать рамки открытой коммуникации». 

 

В конце концов вуз должен заботиться не только о студентах, но и педагогах. «Цель нашего образовательного процесса — заинтересовать абсолютного каждого», — напоминает доцент кафедры бухгалтерского учета и анализа Санкт-Петербургского государственного экономического университета, кандидат экономических наук Евгения Заугарова

 

Если у педагога есть желание развивать университет, то он добьется реализации своей идеи. Но стоит помнить, что любой успешный проект — это плодотворная и длительная работа целой команды. Об этом говорит Ольга Серова (ПсковГУ): «Если преподаватель активный, он может инициировать разработку новых образовательных программ. Дальше начинается вузовская бюрократия, без нее жить невозможно. Но я не поверю, что такого педагога не заметят в университете. На его программу пойдут абитуриенты. Если в вузе коммуникация достаточно демократическая и инициативы преподавателей воспринимаются, все может реализоваться. Поэтому образовательная программа — результат командной работы».

 

«Мы адаптировались к эффективному контракту»: куда дует ветер перемен?

 

Запросы рынка растут — потребности студентов меняются, поэтому вузы стремятся стать центром инноваций. При этом важно сохранить собственные традиции, чтобы не потерять свою уникальность среди конкурентов. «Если раньше университет был обучающим заведением, то сегодня он выполняет образовательные, научные, инновационные функции, то есть "третью миссию", — обращает внимание коллег Ольга Серова (ПсковГУ). — Преподаватели играют различные роли в университете».

 

В ходе дискуссии эксперты выделили несколько основных тенденций в образовательной сфере. Одна из них связана с форматами коммуникации. Возможность делиться опытом, умения договариваться и совместно искать пути решения проблем — все это помогает адаптироваться к быстро меняющимся условиям. «Использование CRM-систем и других цифровых технологий меняет скорость коммуникации, — замечает Алексей Титов (АГТУ ВШН). — Разнообразие форм общения — стратегические сессии, творческие вечера, проектные семинары — определяет успех университета».

 

Ольга Серова (ПсковГУ) подчеркивает, что сотрудники должны самостоятельно выбирать удобный способ коммуникации: «Элемент академической свободы — когда вузы, кафедры сами определяют желаемый формат: онлайн или оффлайн».

 

Сейчас кадровый резерв — уже не модное веяние, а необходимость. Число кандидатов растет, а это влечет за собой трансформацию методик и принципов организации. «В нашем вузе в прошлом году был запущен кадровый резерв. Проходит диалог в рамках проектной деятельности. С каждым годом увеличивается количество проектов, растет их масштаб», — подтверждает Евгения Заугарова (СПбГЭУ)

 

Заключение эффективного договора — еще одно новшество, к которому вузам приходится адаптироваться. Конкретизация должностных обязанностей, условий оплаты труда и критериев оценки эффективности деятельности помогает повысить качество рабочих отношений. Галина Парникова (СВФУ) делится своим опытом:

 

«Мы адаптировались к эффективному контракту. При корректировке стратегии университета меняются показатели. Все зависит от кафедры и от самого преподавателя».

 

Без активного внедрения искусственного интеллекта (ИИ) не обошлась и образовательная сфера. Виртуальная реальность помогает вести занятия, создавать научные исследования. До сих пор неясно, приносит ли ИИ больше пользы, чем вреда. «Для каждой специальности чрезвычайно важно изучать искусственный интеллект. Он влияет на разные виды деятельности, — считает Ольга Серова (ПсковГУ). — Будет рост онлайн-образования, демократизация, тренд на брендовые образовательные форматы с исключительно "живым" общением. Посмотрим, как общество будет развиваться, — новое поколение по-другому реагирует на информацию».

 

«Нужно, чтобы педагог шел в университет с удовольствием»: как замотивировать педагогов?

 

Профессию педагога часто выбирают по велению души. Но это не значит, что материальное стимулирование уходит на второй план. «Преподаватель вуза — это интеллигенция, которая готова работать в разумных условиях труда. Нужно, чтобы педагог шел в университет с удовольствием», — уверена Галина Парникова (СВФУ)

 

Неудовлетворение зарплатных ожиданий толкает многих педагогов на путь совместительства. Благодаря этому они имеют возможность получать уникальные знания на предприятии и передавать их студентам. Ольга Серова (ПсковГУ) видит преимущество в работе практиков в вузе:

 

«Совместительство — сложная история. Нужна золотая середина, все зависит от управляемости процессов. Сегодня жесткая привязка штатных преподавателей не всегда объективно важна. Совместители могут показать реальную практику профессии и привнести "злобу дня" в преподавание».

 

Чтобы педагоги активнее проявляли себя, нужно проводить коллективные беседы и поощрять тех, кто выдвигает идеи. Алексей Титов (АГТУ ВШН) отмечает: «Если мы не обсуждаем смысловые ценности, например, зачем нужны публикации, все превращается в формализм. Чтобы этого избежать, необходимо развивать автономию преподавателей и базовую модель дискуссии».

 

Многие вузы поддерживают проекты сотрудников при помощи грантов. Подобные мероприятия увеличивают количество исследований. «Бюджетная поддержка внутренних грантов пошла на инициативы преподавателей», — рассказывает Галина Парникова (СВФУ) о своем вузе. 

 

Креативная энергия педагогов теперь может выходить за пределы читаемых дисциплин. Университеты нуждаются в изменениях, а их лучше всего реализуют преподаватели — двигатели образовательного процесса.