Показать виджеты
Скрыть виджеты
Горячая линия
28 марта 2024 активны на платформе
54 615 +17
Преподавателей
591 345 +196
Студентов
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

Приоритетные научные направления и индивидуальные научные интересы

Дата публикации
31 октября 2022
Время на прочтение статьи
4 мин
Количество просмотров
813

26 октября прошла Всероссийская научно-практическая онлайн-конференция с международным участием «II Всероссийская конференция Индивидуализация и персонализация в современном образовании», организованная Юрайт.Академией при поддержке федеральных и региональных органов управления образованием и университетов. В рамках конференции прошла панельная дискуссия «Приоритетные научные направления и индивидуальные научные интересы», на которой спикеры обсудили, как определять приоритетные научные направления, насколько преподаватель или научный работник свободен в выборе темы для своей исследовательской деятельности.

 

Приоритетные научные направления: как их определить? 

 

В начале дискуссии эксперты поделились, как определять приоритетные научные направления в университете. Костин Геннадий, проректор по науке и цифровизации Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации, доктор технических наук, отметил, что приоритетные направления определяются федеральным законом, и рассказал, какие в вузе направления научных исследований. 

 

«Нашими основными направлениями научных исследований является повышение безопасности полетов, совершенствование эксплуатации воздушных судов и создание комфортных условий для пассажиров. Исходя из этих направлений у нас и сформированы научно-педагогические школы».

 

Эксперт отметил, что в вузе стараются делать междисциплинарные исследования, чтобы все направления подготовки были задействованы: «Мы стараемся не замыкаться в одном техническом направлении, а создавать творческие коллективы, которые включают в себя и технических специалистов, и экономистов, и юристов».

 

Парникова Галина, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой «Английская филология» Северо-Восточного федерального университета, рассказала, что в вузе обучают по многим направлениям, однако стратегические проекты посвящены северу и Арктике: 

 

«У нас достаточно большой классический университет, мы обучаем студентов по различным направлениям. С другой стороны — мы представляем северо-восток страны, и два из трех стратегических проектов в рамках Приоритета-2030 посвящены именно северу и Арктике».

 

Эксперт добавила, что приоритетные направления науки должен диктовать рынок труда: 

«Приоритетные направления экономики — это, конечно, очень хорошо. Сегодня в принципе весь акцент внимания смещен на IT-специалистов и инженеров, но мы забываем о гуманитариях — целом широком пласте лингвистов, педагогов, социологов, философов. В целом, считаю, что именно рынок труда должен диктовать приоритетные направления и те компетенции, которые мы должны развивать у студентов, чтобы быть востребованными».

 

Бурлуцкая Елена, доктор исторических наук, профессор, проректор по научной работе Оренбургского государственного педагогического университета, поделилась мнением, должны ли приоритетные научные направления быть институализированы в какие-то особенные структурные подразделения: 

 

«Мы отталкивается от задач, которые ставит перед нами наш непосредственный учредитель Министерство просвещения, то есть задачи, которые связаны с решением непосредственных задач для системы образования, прежде всего региональной. В рамках вуза сложно зафиксировать эти задачи в рамках одной лаборатории, потому что все задачи требуют междисциплинарности, важно объединять усилия и создавать межкафедральные коллективы».

 

Свободен ли преподаватель в выборе начной темы 

 

Елена Бурлуцкая (ОГПУ) рассказала, насколько преподаватель или научный работник свободен в выборе темы для своей исследовательской деятельности: «Сегодня одна из наших проблем заключается в том, что в педагогическом вузе далеко не все преподаватели — это кандидаты и доктора именно педагогических наук. Поэтому зачастую то, что хотят исследовать преподаватели в рамках индивидуальных научных интересов, не слишком интересно учредителю вуза».

 

Эксперт отметила, что необходимо поддерживать преподавателей в выборе их научной темы, при условии, что они будут полезны и результативны. 

 

«Самый гуманный способ — оставить преподавателей в покое и дать им исследовать то, что они хотят. С другой стороны, перед нами поставлены вполне определенные научные задачи, которые мы должны решать. Не очень понятно, как соединить эти научные интересы. Было бы хорошо иметь возможность в педагогических вузах все же поддерживать непедагогические научные направления при условии их результативности и признания в российском и международном научном сообществе».

 

Финансирование исследований 

 

Геннадий Костин (СПбГУ ГА) рассказал, как приоритетность научных исследований выражается в финансировании этих исследований внутри вуза: «У нас есть исторически сложившиеся наработки в исследованиях в области механики жидкости и газа, реализуемых ведущими учеными в рамках автоматически пролонгируемых грантов РНФ».

«Что касается научных исследований, которые финансируются нашим учредителем — Федеральным агентством воздушного транспорта — это прикладные исследования, которые направлены на развитие отрасли. В эти исследования мы вовлекаем как можно больше научно-педагогических работников, понимая, что это имеет результат не только для отрасли, но и используется в процессе подготовки специалистов», — добавил эксперт. 

 

Самостоятельные исследования vs совместные исследования 

 

Эксперты поделились мнением, что для вуза стратегически важнее: выделить свою нишу исследований, либо разрабатывать общие направления совместно с другими вузами.

 

«Каждый вуз имеет свою историю и традиции. Баланс между прошлым, настоящим и будущим должен лежать в основе. Идентичность и узнаваемость вуза служат его репутации — придут ли именно сюда студенты и преподаватели, признает ли его профессиональное сообщество. Должна быть глубокая внутренняя мотивация продвигать именно свой университет», — отмечает Галина Парникова (СВФУ). 

 

Эксперт добавила, что сегодня вузы идут на опережение и понимают, что совместная работа эффективней: «Сегодня стратегический вектор университетов направлен на опережение. Это подразумевает и цифровую трансформацию процессов вуза, и кратное увеличение сетевых программ, и многое другое, что невозможно сделать в одиночку. Как федеральный вуз мы и конкурируем, и дружим с другими вузами, открыты и откликаемся на предложения о сотрудничестве».

 

Будущее приоритетных направлений исследования

Елена Бурлуцкая (ОГПУ) поделилась мнением, что нас ждет в будущем с точки зрения приоритетных направлений исследования: 

«Я думаю, что возрастающие ожидания, которые государство и общество возлагает на науку, приведут к тому, что из науки уйдут люди, которые там оказались случайно. Объем задач, который стоит перед нами, оставит в науке только тех, кто умеет этим заниматься, и кто хочет этим заниматься, и вот тогда наша наука станет очень эффективной, продуктивной и результативной».

Галина Парникова (СВФУ) считает, что будущее за колоборацией: 

 

«Считаю, что будущее за сотрудничеством и коллаборацией. Один в поле — не воин, каким бы вуз сильным не был, он будет еще сильнее и успешнее только в коллаборации с кем-то».

 

Уже на следующей неделе, 9 ноября, пройдет онлайн-дискуссия «Искусственный интеллект и цифровая трансформация вузов: реальность, планы, перспективы», зарегистрироваться можно по ссылке