Показать виджеты
Скрыть виджеты
Горячая линия
20 июля 2024 активны на платформе
52 509 -26
Преподавателей
563 897 -46
Студентов
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

«Работодатели ценят в первую очередь мягкие навыки»: почему коммуникативная компетенция стала достоинством специалиста?

Дата публикации
19 июля 2024
Время на прочтение статьи
5 мин
Количество просмотров
87

24 июня в Юрайт.Академии прошла онлайн-дискуссия «Коммуникативная компетентность: как ее развивать в цифровую эпоху?» в рамках XV Летней школы преподавателя «Коммуникации, сообщества и связи в цифровом образовании»

 

В наше время навыки переговоров и самопрезентации важнее профессионального стажа. В этом видится парадокс, но отрицать значимость коммуникативной компетенции невозможно. Что необходимо для ее совершенствования? На этот вопрос отвечают приглашенные эксперты Юрайта.  

 

«Коммуникативная компетенция не будет формироваться без интерактивного взаимодействия»: в чем суть навыков общения?

 

Люди — социальные существа. Без общения мы бы не смогли достигнуть прогресса. Неудивительно, что в обучении коммуникация — это основополагающий элемент. «В рамках наших исследований мы спрашивали, что обучающиеся хотят от взрослых людей в университете, — рассказывает проректор по молодежной политике и воспитательной деятельности  Костромского государственного университета, кандидат педагогических наук, доцент Ольга Скрябина. — Самый популярный ответ — возможность поговорить. Мы также зафиксировали проблему: университетская среда иерархическая, из-за чего студент изолируется и даже противопоставляется преподавательскому сообществу». Коммуникация с педагогом не только решает задачи обучения, но и помогает ученику справляться с эмоциональным напряжением. 

 

Проректор по цифровой трансформации Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники Эдуард Абанеев выделяет важнейшие составляющие навыков общения: «Есть несколько основных элементов коммуникативной компетенции: 1) коммуникативное прикосновение одного человека к другому либо человека к группе; 2) умение понимать, несмотря на то, что мы можем говорить об одном и том же, но разными словами; 3) умение интерпретировать сообщения, чтобы потом их как-то использовать»

 

Без хорошего уровня коммуникативных навыков работа во многих сферах деятельности будет идти с трудом. Школьные предметы редко ориентированы на речевую практику ребят, поэтому умения грамотно говорить развиваются уже в университете. Это подтверждает проректор по научной и инновационной работе Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации, доктор технических наук Геннадий Костин: «Для сферы гражданской авиации коммуникация невероятно актуальна. Мы развиваем в наших студентах лидерские качества, умение брать ответственность за себя и действия команды (экипажа), а также развиваем навыки критического мышления, корпоративной этики и грамотного общения. При взаимодействии диспетчера и пилота очень важно за доли секунд передать максимум ценной информации для обеспечения безопасности полета».

 

Студентов также важно научить исправлять ошибки в коммуникации. Иногда возникают ситуации, когда оппонент некорректно передает свою мысль или, наоборот, неверно интерпретирует чужую. Как справляться с непониманием между собеседниками? По мнению Эдуарда Абанеева (ТУСУР), во время общения нужно всегда поддерживать положительный настрой:

 

«Важно быть комплиментарным, то есть изначально подходить к диалогу с конструктивной стороны. Если у собеседников этого качества нет, то адекватного разговора не состоится. Ценность коммуникации составляет и умение грамотно выходить из конфликтной ситуации».

 

У каждого вуза свои методы работы со студентами, но все они подразумевают интерактивность. Установление межличностных и групповых контактов позволяет создать комфортную и благоприятную среду для формирования коммуникативных навыков. «В рамках обучения нам надо решить три задачи: 1) научить студентов общаться со взрослой позиции; 2) убедиться, что мы правильно понимаем друг друга; 3) организовать совместную деятельность. Важно отметить, что коммуникативная компетенция не будет формироваться без интерактивного взаимодействия», — уверена Ольга Скрябина (КГУ). Совместная деятельность — лишний повод узнать товарища получше, а это при любом раскладе положительно скажется на академических взаимосвязях. 

 

Почему вузы так беспокоятся о навыках общения своих студентов? Потому что именно на них устремлено пристальное внимание работодателей. Выпускники, умеющие себя презентовать, намного успешнее проходят собеседования. «Работодатели ценят в первую очередь мягкие навыки, — утверждает доцент Института опережающих технологий «Школа Икс» Донского государственного технического университета, доцент юридического факультета Южного федерального университета, член Филологического совета Тотального диктанта, кандидат филологических наук Кира Дружинина. — Недавно я разговаривала с директором одной ИТ-компании, и он отметил, что на успех кандидата влияют мягкие навыки и соответствие ценностному портрету компании. Жестким навыкам они могут обучить нового работника самостоятельно, хоть это и повышает стоимость адаптации сотрудника»

 

На развитие коммуникативной компетенции нельзя поскупиться. Она повышает личностный статус студента или педагога, а также служит толчком для профессионального роста. 

 

«Одна из ключевых проблем в высшем образовании — педагогов, как правило, не учат преподавать»: где искать панацею для коммуникативной компетенции?

 

Индивидуальное выполнение заданий — важный этап в освоении дисциплины. Ведь студент учится мыслить самостоятельно. Но для расширения его кругозора лучше внедрить в учебный план коллективную работу. Тогда получится запустить процесс обмена опытом, благодаря чему конечный продукт деятельности будет отличаться особой оригинальностью. Эдуард Абанеев (ТУСУР) отмечает, что командный труд положительно влияет на коммуникативные навыки: «Многие вузы реализуют групповые форматы учебной работы, в частности, востребовано проектное обучение. Совместная деятельность всегда объединяет и способствует развитию коммуникативных навыков. Поиск своей роли в такой коллективной коммуникации играет особую роль в становлении личности студента». К тому же, групповой формат позволит педагогу сэкономить время на этапе проверки. А для большего удобства можно воспользоваться нашим сервисом «Юрайт.Задания», который проконтролирует сдачу работ. 

 

Активное общение со сверстниками и со старшими товарищами тоже помогает ученику улучшить свои коммуникативные навыки. «У нас сформирована система кураторства и наставничества, — делится своим опытом Геннадий Костин (СПбГУ ГА им. А.А. Новикова). — Вместе с членами студенческого совета и студенческого научного общества мы вовлекаем первокурсников в студенческую деятельность, приобщаем к духовно-нравственным ценностям общества и Университета, напоминаем об этических нормах поведения». Такая система ускорит адаптацию в вузе и позволит ребятам быстро включиться в учебный процесс.

 

Общение с работодателями на этапе обучения — еще один способ развить у студентов коммуникативные навыки. В будущем это поможет выпускникам не испытывать страх на собеседовании. Коммуникация может происходить на специальных встречах в стенах университета или на базе компании. Кира Дружинина («Школа Икс» ДГТУ, ЮФУ) рассказывает, как организовано взаимодействие с индустриальными партнерами в ее вузе:

 

«У нас есть несколько форматов включения практиков в образовательный процесс, например, разовая интервенция (экспертная лекция, сессия вопросов и ответов). Как правило, к таким мероприятиям не нужно усиленно готовиться. Но если мы приглашаем практика встать во главе образовательного модуля, то без кропотливой работы не обойтись. <...> Мы акцентируем внимание партнера на важности проектной деятельности, которая дает студентам возможность развить навыки общения».

 

Некоторые вузы основную работу по формированию у студентов мягких навыков берут на себя, но при этом не отказываются от помощи работодателей. Часто базы партнеров используются в качестве площадок для закрепления практических знаний. «Мы самостоятельно развиваем у студентов дефицитные компетенции — навыки коммуникации, ответственность за команду, лидерство, критическое мышление. Для этого привлекаются работодатели, — подчеркивает Геннадий Костин (СПбГУ ГА им. А.А. Новикова). — Например, мы заключили договор на реализацию совместной образовательной программы с компанией по производству двигателей, в рамках которой определенное количество занятий проходит на их базе»

 

Основные принципы коммуникации ученики все-таки перенимают у преподавателей. Но из-за цифровизации навыкам педагогов тоже требуется обновление, отсюда и спрос на курсы повышения квалификации. «Одна из ключевых проблем в высшем образовании — педагогов, как правило, не учат преподавать, — утверждает Кира Дружинина («Школа Икс» ДГТУ, ЮФУ). — Именно поэтому мы запустили Школу молодого преподавателя, образовательная программа которой выстраивалась вокруг коммуникативных компетенций. На тренинговых занятиях предлагалось в том числе примерить на себя роль обучающегося, благодаря чему участники поняли, как стоит взаимодействовать со студентами». Сейчас основной акцент в теории коммуникации делается на эмпатии. Преподавателям важно внимательно и уважительно относиться к студентам, в ином случае они рискуют снизить их мотивацию. 

 

Ольга Скрябина (КГУ) тоже согласна, что педагогам необходимо постоянно совершенствовать свой компетентностный профиль: «В нашем вузе прошли курсы повышения квалификации преподавателей. Мы работали с педагогами, которые принципиально не посещали подобные мероприятия, потому что считали, что их знаний достаточно. От лекций отказались, были организованы только интерактивные занятия <...> Нам удалось погрузить участников в методику каждой дисциплины с точки зрения коммуникации».

 

Преподаватель — пример для студента. Если он сможет продемонстрировать ученику правила академического общения, то существенно облегчит себе работу в плане обучения. Ведь именно мягкие навыки обеспечивают профессиональный рост студента и увеличивает его конкурентоспособность на рынке труда в несколько раз.