Показать виджеты
Скрыть виджеты
25 ноября 2024 активны на платформе
52 301 -75
Преподаватель
646 286 -911
Студентов
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

«Главный ресурс для развития студенческого предпринимательства — желание управляющих университетом»: стартапы идут на абордаж

Дата публикации
13 августа 2024
Время на прочтение статьи
3 мин
Количество просмотров
1657

Цифровые сервисы экономят время, которое можно использовать для работы со студентами. Проектное обучение набирает обороты, а созданные обучающимися продукты все чаще коммерциализируются. 

 

«Главный ресурс для развития студенческого предпринимательства — желание управляющих университетом, — уверен заместитель начальника Отдела проектной работы и предпринимательства Уфимского университета науки и технологий Дмитрий Кувшинов. — Если администрации не выгодно или не интересно данное направление, то ничего не получится. У нас организовали курс "Управление научными проектами", в рамках которого мы учим студентов создавать проект, даем представление о том, как реализовать ту или иную идею с разными подходами. Это хорошо работает, студенты вовлекаются в деятельность».

 

Развитие предпринимательских навыков в ходе обучения полезно и важно, однако не стоит заставлять проходить соответствующие курсы тех, кому они не актуальны. Кандидат педагогических наук, руководитель департамента консалтинга ООО «Тандем информационные системы» Александр Молчанов предлагает обратить внимание на преподавание других нужных дисциплин:

 

«На мой взгляд, курс предпринимательства не должен быть обязательным для всех студентов. Думаю, более рационально преподавать всем вне зависимости от направления финансовую грамотность, чтобы обучающиеся ориентировались в таких понятиях, как процентная ставка налоги и кредитование. Данная база знаний позволит в будущем студентам рассчитать, насколько выгодно открывать то или иное дело, понять, что они могут получить. А развитие именно предпринимательских навыков должно осуществляться по выбору и в рамках межфакультетских курсов».

 

Участие в проектной деятельности помогает студентам развить навыки работы в команде. Более того, обучающиеся создают тот или иной продукт, ориентируясь на его практическую значимость в реальном секторе экономике. «Я положительно отношусь к проекту "Стартап как диплом", наш университет вступил в него одним из первых, — делится мнением ведущий эксперт стартап-лаборатории Томского политехнического университета Иван Зернин. — Каждый студент вне зависимости направления подготовки может масштабировать свою выпускную работу, создать свой проект. Мы понимаем, что после окончания гранта проект, скорее всего, не продолжит долго существовать. Но это очень полезный опыт, – у студентов пропадет страх первых шагов, они сделают первые ошибки, получат штрафы, но поймут, что это не так страшно, как кажется».

 

Возможность самостоятельно принимать решения при создании того или иного проекта — очевидный плюс для студентов. Но без руководства опытного наставника здесь не обойтись. По мнению Дмитрия Кувшинова (УУНиТ), грамотный ментор должен подталкивать обучающихся к саморефлексии: «Думаю, что для развития именно предпринимательских навыков не всегда достаточно компетенций преподавателя, но и педагог-практик не станет панацеей. Дело в том, что академический преподаватель отлично знает методику, но не применял ее, а практик – не знает методику, но знает решения, которые когда-то сработали именно у него. Нужен баланс, а также необходим ментор, способствующий рефлексии студентов».

 

Александр Молчанов («Тандем информационные системы») считает, что участие профессионалов из индустрии все-таки крайне важно для проекта: «Наставников для студенческих стартапов лучше привлекать со стороны, приглашать действительно успешных в среде бизнеса людей. Дело в том, что, как правило, у преподавателей нет опыта создания своего дела, они могут помочь обучающимся создать стартап по определенному алгоритму, заполнить необходимую документацию. Однако у них нет опыта и примеров, которые могут уберечь студентов от ошибок в будущем». Партнеры из сторонних организаций сами заинтересованы в успехе студенческих проектов, ведь в будущем они могут быть использованы для развития компании. 

 

Обучающиеся стремятся привлечь внимание потенциальных работодателей, чтобы после выпуска успешно трудоустроиться. Именно поэтому итоговая аттестация все чаще проходит в формате демонстрации учебных проектов. Иван Зернин (ТПУ) отмечает, что это полезный инструмент для закрепления сформированных навыков:

 

«Нередко можно встретить мнение, что выпускные квалификационные работы, защищенные в виде стартапа, — это фикция. Но важно понимать, что студенты пишут дипломы, просто чтобы их защитить и забыть про них. А работа над стартапом может стать для многих обучающихся полезным инструментом, который поможет систематизировать их опыт, а также сделать это по руководством специалиста».

 

При желании стартапы, разработанные в рамках обучения, можно продвигать и дальше с целью получить от прибыль. На помощь здесь могут прийти бизнес-инкубаторы — организации, которые оказывают поддержку молодым предпринимателям на всех этапах производства. Более того, развитие проекта позволит выпускникам перейти в смежную сферу деятельности. Александр Молчанов («Тандем информационные системы») делится интересным наблюдением: «Бизнес-инкубаторы — отличная возможность для тех студентов, которые поняли, что выбрали не совсем подходящую специальность. Университет позволит им получить глубокие знания про отрасль, ее проблемы, тренды и перспективы. А затем они смогут создать стартап и, таким образом, изменить вектор своей деятельности»

 

При этом, как отмечает Дмитрий Кувшинов (УУНиТ), обучающиеся должны осознавать все трудности и риски при открытии собственного дела: «Главное — не обманывать студентов, а честно им говорить, что предпринимательство — это большая и тяжелая работа, у которой есть свои риски. Иногда такая искренность подкупает и мотивирует обучающихся, — именно этот запал и желание доказать, на что они способны, могут приводить студентов к результатам».