Идти в аспирантуру и заниматься научной деятельностью выбирают немногие, поэтому вузам приходится прикладывать значительные усилия для привлечения обучающихся. «Важно, чтобы университет создавал условия для развития студенческой науки. Необходимо вовлекать обучающихся, начиная с первого курса, не ждать от них прорывных открытий, но постепенно пробуждать в них интерес, — утверждает проректор по научной и инновационной работе Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации, доктор технических наук Геннадий Костин. — Мы видим, что эффективными оказываются выступления старшекурсников, занимающихся наукой, перед младшими ребятами. Кураторы рассказывают о всех возможностях, которые предоставляет вуз, регион, и это мотивирует студентов».
Про необходимость пробуждать интерес студентов к работе над научными исследованиями благодаря старшекурсникам говорит и доцент Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», старший научный сотрудник экспериментального комплекса НЕВОД, член координационного совета по делам, молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию Егор Задеба:
«В МИФИ поступают действительно мотивированные ребята, которые заинтересованы в разностороннем развитии своих навыков, это позволило со временем сформировать очень сильное студенческое научное сообщество. Сегодня старшекурсники, увлеченные наукой, успешно вовлекают в такую деятельность и младших ребят, рассказывают им о доступных возможностях, а двери лабораторий открыты для обучающихся вне зависимости от курса обучения».
Для популяризации научной деятельности необходимо внимательно изучить мотивацию студентов. Чаще всего материальные ценности затмевает личная удовлетворенность результатом интеллектуального труда. «Важно понимать, что занятия фундаментальной наукой — это крайне ресурсозатратно, — напоминает Геннадий Костин (СПбГУ ГА им. А. А. Новикова). — Кроме того, мы не всегда заранее знаем результат, к которому идем, и это сложно. Однако мы видим, что для многих студентов с горящими глазами и искренним интересом материальные ценности уходят на второй план, главное для них — идея, цель и удовлетворение от деятельности».
Проректор по научной работе Смоленского государственного медицинского университета, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой детских болезней лечебного и стоматологического факультетов Владимир Бекезин считает, что академические успехи и увлечение научной деятельностью не всегда связаны, поэтому необходимо искать индивидуальный подход: «Мы видим, что студенты, которые хорошо осваивают образовательные программы и имеют более широкий круг интересов, более активно и часто занимаются научной деятельностью. Но здесь важен индивидуальных подход – иногда обучающийся углубенно изучает определенную узкую сферу, он искренне увлечен серьезной идеей и ее реализацией. В таком случае он может быть очень активным и достаточно успешным в научно-исследовательской деятельности».
Егор Задеба (НИЯУ МИФИ) подчеркивает, что обучающимся важно быть причастным к важному и значимому событию или исследованию: «Мы видим, что сегодня общество с большим уважением относится к ученым и научной работе. Если в университете есть лаборатории, есть возможность показать студентам, как занимаются наукой увлеченные и интересные люди, то это их вдохновляет. В юности часто мотивация и ощущение причастности к чему-то великому играет значимую роль, это становится важнее потраченных ресурсов».
Как студенту достичь успеха в академической сфере? Как сильно влияет педагог на разработку его научного исследования? На эти вопросы подробно отвечает декан юридического факультета Государственного академического университета гуманитарных наук, кандидат юридических наук Илья Сокольщик: «На реализацию студента в науке влияет индивидуальная склонность к данной работе, врожденная любознательность и умение получать удовольствие от методичного занятия аналитической и исследовательской деятельностью. Второй важный критерий — наличие в университете соответствующего профессорско-преподавательского состава, который может вдохновить обучающихся личным примером. Третий фактор — организационные меры, создание лабораторий и технопарков».
Любовь к делу заразительна. Если педагог своим примером показывает, что наука — это увлекательно, то и студенты в какой-то момент станут думать так же. «На реализацию обучающихся в науке влияет общий фон в университете: если преподаватели особенно не вовлечены в данную деятельность, в вузе нет лабораторий, то и студенческая наука не будет развиваться, — отмечает Егор Задеба (НИЯУ МИФИ). — Совершенствование направления должно начинаться с целеполагания и честного ответа на вопрос: а нужна ли наука в данном университете?».
Вовлечению студентов в научную деятельность способствует партнерство с другими учебными организациями и сторонними площадками, говорит Геннадий Костин (СПбГУ ГА им. А. А. Новикова): «На мой взгляд, сегодня необходимо использовать все доступные ресурсы, способствующие развитию молодежной науки. Например, мы сотрудничаем с университетом ИТМО, — на базе вуза студенческие коллективы совместно реализуют творческие и научные идеи. Также есть городские технопарки, которые дают возможность для разработки научных проектов, проведения мастер-классов, лекций от ведущих специалистов отрасли». Открытое пространство для науки — то, что должны продвигать университеты.
Конечно, не все студенты пойдут по академической траектории карьеры. Но опыт научной деятельности важен и в индустрии. Компании уважают сотрудников, которые способны проводить качественные исследования отрасли и при помощи них модернизировать процессы. Илья Сокольщик (ГАУГН) делится своим мнением:
«Если человек долгое время системно занимался наукой, но решил не связывать с ней свою профессиональную деятельность, то полученные навыки в любом случае будут оценены работодателем. Как правило, руководители понимают, что им нужен сотрудник с хорошей фундаментальной базой, а практическим навыкам можно научить уже на месте. Кроме того, наличие в резюме научных публикаций, выступлений на конференциях говорят о том, что студент не просто посещал пары, а проявлял любопытство и инициативность».
Если вузы уже сейчас начнут поддерживать развитие студенческой науки, то в будущем они будут обеспечены квалифицированными кадрами. Владимир Бекезин (СГМУ) подчеркивает: «Молодые люди, которые активно занимались наукой во время обучения по программе специалитета, могут и дальше продолжать свое дело в ординатуре и аспирантуре. Кроме того, это дает возможность развиваться в научно-педагогической области, а также совмещать эту деятельность с медицинской практикой. Таким образом, мы также подготавливаем кадры для профессорско-преподавательского состава как для нашего университета, так и для других образовательных организаций».
В эру социальных сетей студенты отвыкли от чтения длинных статей, однако без них научные исследования сложно представить. Вузам довольно сложно продвигать научную деятельность. Важно не останавливаться на достигнутом и продолжать работу с обучающимися. «Сейчас мы сталкиваемся с тем, что студенчество не проявляет особенного интереса к чтению больших текстов, это влияет и на научную деятельность, — соглашается Илья Сокольщик (ГАУГН). — Но главное на сегодняшний день то, что у всех нас есть общее желание вкладывать различные ресурсы в развитие студенческой науки, давать обучающимся возможность получить то, что они не найдут больше нигде».
Ценность образования заключается в том, что оно меняет людей в лучшую сторону и заставляет размышлять об окружающем мире. «Самое главное и ценное для нас — понимание, что мы вселили в наших талантливых студентов уверенность в завтрашнем дне, веру в свои силы и возможности, а также нацеленность на занятия наукой», — подводит итог Геннадий Костин (СПбГУ ГА им. А. А. Новикова).