25 сентября в «Юрайт.Академии» состоялась панельная дискуссия «Студенческие практики работы с ИИ-приложениями» в рамках онлайн-конференции «Искусственный интеллект и трансформация преподавания».
Искусственный интеллект (ИИ), выполняющий домашнее задание за несколько кликов, больше не является выдумкой студента-фантазера. В 2023 году выпускник Российского государственного гуманитарного университета Александр Жадан написал диплом с помощью ChatGPT и успешно его защитил. Создание выпускной работы, по его словам, заняло всего лишь сутки.
Приглашенные эксперты Юрайта обсудили использование ИИ-приложений в учебном процессе и возможные риски, которые ждут академическое сообщество.
«Не хватает ликбеза»
Первые разработки искусственного интеллекта начались еще в СССР в 1960-х годах. Тогда никто не мог предположить, что новая технология кардинально изменит не только повседневную жизнь, но и каждую отрасль науки. «ИИ входит в образовательные программы так же, как и во все сферы человеческой деятельности. Новая технология меняет образовательный процесс, независимо от того, какую дисциплину затрагивает», — подчеркивает проректор по цифровой трансформации Российского государственного гуманитарного университета Татьяна Беляева.
Инновации совершенствуют обучение, экономят время и силы при выполнении рутинных задач. Но мало кто знает обо всех возможностях цифровизации. «Уровень интереса студентов к любым инновациям обычно выше, чем у преподавателей. Однако уровень использования ИИ пока невысок как у тех, так и у других, — обращает внимание коллег научный руководитель Лаборатории инноваций в образовании Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», исследователь в области искусственного интеллекта, PhD, кандидат наук об образовании Диана Королева. — Не хватает ликбеза: для чего можно пользоваться ИИ-сервисами, а для чего не стоит. При этом для обучения как преподавателей, так и студентов, а также для выработки мер регулирования стоит задействовать смешанные и междисциплинарные группы, в которых могут быть обучающиеся, обучающие и разработчики ИИ».
Для студентов цифровые технологии — это, прежде всего, инструмент, благодаря которому можно схитрить и быстро сделать задание. С одной стороны, такой подход отнимает у студента возможность совершенствовать профессиональные знания и навыки, с другой — развивает аналитическое мышление и креативность: чтобы сгенерировать текст, нужно проделать огромную мыслительную работу. Татьяна Беляева (РГГУ) рассказывает, на что сейчас направлено обучение в вузе в области искусственного интеллекта:
«Чаще всего студенты используют генеративные сервисы, но мы ориентируем их на работу с большими данными, на цифровую аналитику, которая должна стать профессиональным инструментом. В каждой дисциплине передовые преподаватели стараются демонстрировать возможности ИИ, потому что у студентов есть такие запросы».
Первый проректор Тамбовского государственного технического университета, профессор, доктор педагогических наук Наталия Молоткова в ходе обсуждения замечает: «Генерировать видео, картинки и какой-то текст научились все. Но остается открытым вопрос качества и содержания такого контента». Действительно, искусственный интеллект только набирает обороты в своем развитии и не умеет выдавать идеальный результат, поэтому за ним нужно пристально следить пользователю.
Тем не менее благотворное влияние искусственного интеллекта на человеческие умы отрицать нельзя: новая технология заставляет нас критически относиться к данным любого вида. Об этом говорит заместитель директора по развитию CDO Global, кандидат физико-математических наук Александр Квашнин: «Появление новых технологий приводит к тому, что роль аналитического мышления и умения работать с информацией все больше и больше растет, потому что информация с каждым днем становится доступнее».
Будет ли искусственный интеллект по ходу своего развития приносить человечеству больше пользы? Неизвестно, но академическое сообщество уже сейчас пытается использовать все возможности цифровой технологии во благо образования.
«Тянущие» и «тормозящие» инструменты поддержки инноваций
Искусственный интеллект помогает анализировать особенности пользователей и успешно решать вопросы персонализации обучения. Наталия Молоткова (ТГТУ) делится опытом вуза:
«Мы решили заложить в основу индивидуальных образовательных траекторий систему подсказок, которые генерирует искусственный интеллект. Технология предлагает студентам курсы не в жестком порядке, а в рекомендательном».
Для внедрения умных технологий в цифровой образовательный процесс требуется серьезная работа IT-отдела. Но не у всех учебных заведений есть возможности, чтобы поддержать эту деятельность. Александр Квашнин (CDO Global) объясняет, в чем заключается трудность: «В зависимости от того, что студент говорит, как отвечает, насколько погружен в контекст темы, нейросеть дает рекомендации и выстраивает индивидуальную образовательную траекторию. Мы должны понимать, как на архитектурном уровне реализовать эту взаимосвязь. Вряд ли все университеты готовы развернуть на своих мощностях те ресурсы, которые запускают нейросеть».
Многие вузы и колледжи пытаются «подружиться» с искусственным интеллектом путем специализированного обучения педагогов, например, организовывают занятия с экспертами или открывают учебные курсы. «Мы приглашаем различных разработчиков, устраиваем мастер-классы и онлайн-встречи, но ориентируемся на преподавателей адресно. Смотрим, понравится или нет, какие сервисы востребованы в том или ином предметном поле», — рассказывает Татьяна Беляева (РГГУ).
«Почему мы не говорим об индивидуальных образовательных траекториях для преподавателей? — задает актуальный вопрос Диана Королева (НИУ ВШЭ). — Очень мало продуктов на рынке связано с диверсификацией подходов к обучению педагогов вузов и школ. Сейчас, благодаря проекту НИУ ВШЭ "Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире", мы разрабатываем курс с различными профилями, в котором преподаватель на входе заполняет тест, и мы понимаем уровень его технологической готовности, на основе чего выдаем ему индивидуализированный контент по ИИ».
Во время обучения педагогам важно объяснять, зачем вводить в образовательный процесс инновации, а также показывать на практике их возможности. «В рамках цифровых кадров мы работаем с Московским энергетическим институтом, — делится опытом Александр Квашнин (CDO Global). — Есть курс по программированию: на языке C++ и SQL формируем задания с использованием искусственного интеллекта. Какую задачу они решают? Прежде всего, преподаватели на своем примере могут увидеть, как ИИ создает задания, насколько они релевантны лабораторным работам в рамках курса, подстраиваются ли под опыт студентов». Педагоги должны убедиться, что новая технология не добавит им лишней мороки, а принесет улучшения дисциплине.
Внедряя умные сервисы в учебную работу, необходимо уделить особое внимание системе мотивации пользователей. «Должна быть выстроена экосистема поддержки инноваций, связанных с ИИ, — уверена Диана Королева (НИУ ВШЭ). — При этом нужно учитывать как "тянущие" инструменты, например, гранты, так и потенциально "тормозящие" — меры регулирования и ограничения. На это нужно смотреть более системно и комплексно».
«Текучая» технология
Нейросети учатся быстро, все больше и больше поражая наше воображение своими способностями. «Мы не можем до конца спрогнозировать возможности искусственного интеллекта, потому что он развивается каждый день. Наша задача — расширять потенциал технологий, чтобы наша жизнь была комфортной, а работа — успешной», — считает Наталия Молоткова (ТГТУ).
Однако с использованием возможностей ИИ возникает множество вопросов на этическом и законодательном уровнях. Например: насколько правомерно обращаться к помощи нейросетей при создании выпускных квалификационных работах? Татьяна Беляева (РГГУ) делится с коллегам своим мнением:
«Неправильно запрещать допуск к защите ВКР из-за того, что там использован фрагмент сгенерированного текста. В наши нормативные документы мы ввели этот вопрос: проверяем работы студентов через антиплагиат, который на данный момент неплохо выявляет использование ИИ, но ответственность и итоговое решение оставляем за научным руководителем».
Чтобы контролировать использование новых технологий педагогами и студентами, нужны четкие общепринятые правила. Но из-за стремительного прогресса они будут периодически устаревать. «Искусственный интеллект — "текучая" технология, потому что она постоянно меняется, — подтверждает Диана Королева (НИУ ВШЭ). — Мы видим, что такие гиганты, как OpenAI, а также российские Yandex, Sber и другие за два года выпустили много версий своих моделей, все с новыми функциями. Поэтому регулирование использования этих технологий не может быть статичным; оно должно постоянно пересматриваться». Получается, правотворческая деятельность в области искусственного интеллекта — еще одно перспективное направление в сфере образования и страны в целом.
Александр Квашнин (CDO Global) также говорит о необходимости грамотной коммуникации с пользователями: «Глобальный сегмент с точки зрения университетов — повысить лояльность и доверие преподавателей, получить обратную связь, чтобы понять, где ИИ действительно может помочь». Только работая с запросами педагогов, разработчики смогут сделать цифровые технологии максимально удобными и полезными для обучения.
Искусственный интеллект трансформирует образовательный процесс, затрагивая каждую дисциплину, замечает Татьяна Беляева (РГГУ). Цифровые технологии открывают новые возможности для обучения, но студенты часто используют их не так, как хотелось бы. Поэтому нужно уже сейчас начать работу над осмыслением и упорядочиванием использования ИИ, чтобы в будущем академическое сообщество могло развиваться в комфортных условиях.