О новых смыслах и форматах внеучебной деятельности нам рассказала Ольга Евгеньевна Калпинская, проректор по молодёжной политике, заведующей кафедрой правоохранительной деятельности, уголовного права и процесса Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, к.ю.н., доцент.
Изучайте интервью в любом удобном формате на любом устройстве!
Подбирать кадры и находить место
Основные направления внеучебной деятельности — творческая самодеятельность, спорт — есть в каждом университете. Что такого интересного, необычного, особенного в Новгородском государственном университете?
Мы начали этот год с того, что в структуре управления молодежной политики появилась социологическая лаборатория. И эта лаборатория получила сразу запрос подготовить анкетирование студентов первого курса: какими видами спорта они хотят заниматься, какое творчество их интересует. Главная наша задача — сравнить запросы первокурсников с имеющейся инфраструктурой и возможностями университета, региона.
Например, по итогам этого анкетирования мы увидели, что ребята хотят заниматься хореографией, что есть такой дефицит и внутри вуза, и в Великом Новгороде. Теперь для нас конкретная задача — подбирать кадры и находить место. Много ребят захотели заниматься волейболом, и мы уже понимаем, что секции волейбола будут у нас увеличиваться. И если у нас в Новгородском университете залы заняты, мы выходим на спортивные площадки Великого Новгорода. Взаимодействие с регионом дает хороший эффект для того, чтобы студент не чувствовал этого дефицита.
Мы начали разрабатывать карту лояльности для студентов, обратились ко всем предпринимательским сообществам, учреждениям досуга, культуры, спорта, общепита, различным предприятиям, где можно подстричься, сделать маникюр, в салоны красоты. И эта карта лояльности будет «зашита» в нашу кампусную карту, и студент при предъявлении этой карты получает скидки на массу мероприятий, услуг и товаров, поскольку он студент «Города-университета».
По инициативе студентов начинаем подготовку городского мюзикла. Творческие студии внутри университета проводят мероприятия «Мистер НовГУ», «Ярославна», конкурс творческой самодеятельности между институтами и колледжами. И теперь мы хотим предложить горожанам посмотреть на творческие инициативы наших ребят. И вот на городской площадке будет представлен мюзикл, и дальше мы планируем ездить с этим мюзиклом по муниципальным районам Новгородской области и показывать его в Великом Новгороде для разных категорий населения: и для семей многодетных, и для пенсионеров, и для ветеранов. И здесь мы видим элементы добровольчества – так сказать обучение и воспитание через служение именно Великому Новгороду и туристам, которые приезжают в наш город.
Амбассадоры университета в регионе
Как представляется, у старшекурсников и магистрантов начинается уже рабочая активность, намечается семейная жизнь, они больше погружены в написание ВКР, в науку и все дальше и дальше от внеучебной деятельности. Так ли это?
Студенты разные. Если посмотреть на большинство, то, конечно, это так. Но есть 17-20% ребят, которые, заходя в университет, активны, талантливы, и они проявляют себя везде.
Два года назад я сделала акцент в кадровой политике управления «молодежки» — стала завлекать старшекурсников. На текущий момент, каждый третий сотрудник управления — выпускник университета, который продолжает обучение в магистратуре или в аспирантуре. И это очень хорошая история, потому что целевая аудитория воспитательной работы — это те же студенты.
И когда мы начинаем проектировать мероприятие, продумывать площадки, музыкальное сопровождение, приглашение гостей и спикеров, ребята сразу смотрят через совпадение «я студент» — «я администратор». Мы увидели хороший эффект: увеличивается количество участников мероприятий, более активных ребят. Начинали мы с 8% активных, сейчас их 17-20%.
Ребята, которые отработали у нас год-полтора, стали интересны региону, к примеру сразу три сотрудника команды «молодежки НовГУ» были приглашены в региональное отделение «Движения первых». С одной стороны, растить кадры, вкладывать в них душу и потом провожать очень печально, но с другой стороны, у нас в регионе появляются амбассадоры Новгородского университета. И вот эта коллаборация, открытость молодежной политики университета для региона очень важна.
А как вы решаете проблему, что как только, например, труппа мюзикла едва «сыгралась», уже из неё кто-то вырастает, уходит своей дорогой, надо как-то искать новых актёров. Понятно, что подобного рода текучка неизбежна в силу развития молодёжи, но как сделать этот процесс более-менее мягким, управляемым, интересным в качестве некого результата для общества, для региона, для зрителей?
Здесь есть риск, и этот риск мы расшиваем с точки зрения формирования резерва. И когда начинаем готовить мюзикл, то сразу готовится и вторая труппа. Если студент не может поучаствовать в том или ином мероприятии, всегда будет замена. И на смену приходят молодые, новые, которых приводят старшекурсники.
Некоторые студенты говорят «я хочу развиваться», а другие — «я прикоснулся к молодежной политике, слишком всего много, и я хочу уходить в профессиональную деятельность по специальности». Приведу пример. В команде «молодежки» работала Елена, студент IT направления, которая создала кибердружину. Поработав в «молодежке», она устроилась в Координационный центр и продолжает вести работу, связанную с профилактикой экстремизма и терроризма.
Еще у нас очень развит институт адаптеров. Каждый адаптер-старшекурсник получает академическую группу первого курса, которую ведет в течение первого семестра. И этот адаптер сам вчера, позавчера был первокурсником, который рассказывает самые вкусные стороны студенческой жизни, делиться опытом и безопасно вводит вчерашнего школьника в студенческую жизнь.
Часто слышим от преподавателей определенный скепсис к внеучебной деятельности. Кто-то говорит про то, что студентам, если они занимаются наукой, не должно оставаться времени и сил на все это. Кто-то говорит про то, что члену вузовской команды по боксу или по танцам приходится немножко завышать оценки, потому что, студент то где-то в гастролях, то на соревнованиях. Насколько внеучебная и учебная деятельность конкурируют друг с другом?
Конкуренции не должно быть, на мой взгляд. Давайте откроем закон об образовании, где говорится о том, что образование — это воспитание и обучение, причем воспитание на первом месте. Расскажу про несколько подходов.
Первое — это «Основы российской государственности», которые были выключены в образовательные программы всех вузов, всех направлений подготовки, и с прошлого года этот курс стартовал. Я вошла в пул преподавателей, мне было важно чувствовать, как государство и Минобрнауки рассматривает содержание этого курса, потому что он несет воспитывающую функцию. И, конечно, 12 преподавателей курса — теперь мои лучшие друзья.
Приведу пример: мы готовимся к празднику 4 ноября и в рамках курса будем проводить фестиваль «Мой регион», где все студенты первого курса расскажут про свою малую родину. Презентация своего региона, города, страны может быть представлена по-разному, есть желающие творчески подойти к рассказу – спеть, станцевать, продемонстрировать национальный костюм.
Второй проект, который мы ведем с преподавателями «Психологии», — различного рода воспитательные мероприятия по профилактике девиантного поведения, употребления психоактивных веществ, экстремизма, терроризма, суицида. Здесь тоже воспитательная функция ВУЗа встраивается в образовательную программу.
Третье — мы очень дружим с преподавателями «Правоведения» и включаем туда игры, которые формируют мягкие навыки и дают возможность ребятам творчески себя реализовать, третий год подряд проводим конкурсы по противодействию коррупции, экстремизма, профилактики употребления ПАВ.
Четвертое — непосредственно в учебный процесс включен День студенческого спорта — это дисциплина «Физическая культура и спорт».
Пятое — большой блок, который охватывает все курсы, — проектная деятельность. С этого года мы внедрили трек «Молодежная политика». Один из интересных проектов, инициированных студентами - записывать мини-видеосюжеты для школьников, полторы-две минуты о студенческой жизни. Они рассказывают о себе на языке, понятном и доступном молодежи.
Все в наших руках, и гибкость молодежной политики дает все возможности для реализации потенциала каждого нашего студента.
Город-университет и мегаполисы-пылесосы
Представляет ли вызов для Новгородского государственного университета географическое соседство с нашей культурной столицей Санкт-Петербургом? Не секрет, что крупные мегаполисы оттягивают на себя сильных абитуриентов, а иногда — даже талантливых студентов переманивают.
Ныне действующий ректор Юрий Сергеевич Боровиков в 2018 году представил программу развития вуза, которая называлась «Город-университет». Уже сегодня эта программа стала приоритетным региональным проектом.
В рамках проекта «Город-университет» для губернатора Новгородской области Андрея Сергеевича Никитина и нашего ректора очень важно показать студентам, что Новгородский университет является сильным современным университетом.
Уже сегодня у нас есть большой задел в формировании того типа взаимодействия между университетом и основными субъектами, формирующими экономическое развитие региона, о котором мы говорим.
Новгородский университет показывает хорошие темпы развития. На сегодня мы являемся участником всех программ и федеральных проектов, отбор в которые проводился Министерством науки и высшего образования на конкурсной основе. Это и программа стратегического и академического лидерства «Приоритет 2030». В Новгородском университете развивается Передовая инженерная школа, в 2027 году будет построен современный университетский кампус.
Внимание и финансовая поддержка Новгородскому университету со стороны учредителя обеспечена теми показателями развития, которые мы демонстрируем в последние годы. Наш контингент с 2017 года увеличился вдвое и на сегодняшний день составляет более 16 000 человек. При этом университет обеспечивает положительный миграционный прирост в Новгородской области: больше половины принятых в 2024 году студентов – это жители других регионов. За этот период вырос средний балл ЕГЭ, принятых в университет, на 6,9 пункта. Мы уделяем внимание и качеству приема.
В развитие региона вуз вносит существенный вклад. Новгородский университет – основной поставщик кадров для региональной экономики. У нас обучаются ребята по более чем 200-м образовательным программам высшего и среднего профессионального образования. Ежегодно мы выпускам более 2 000 молодых специалистов. Активно взаимодействуем с организациями региона в рамках целевой подготовки специалистов.
Великий Новгород имеет много преимуществ – город комфортный для проживания и обучения – зеленый, уютный, тихий, безопасный. И для меня стало приятным открытием, когда в начале этого учебного года придя на занятие к первокурсникам – медикам, из 30 человек — ни одного новгородца.
Богатая программа мероприятий, «событийка», заточена на молодежь, как раз не дает молодежи отсюда уехать. Например, у нас летом был фестиваль «ГастроЛЕТО». Студенты разных стран рассказывали про свою страну, танцевали народные танцы, готовили национальные блюда, рассказывали про национальную кухню и угощали и студентов НовГУ, и новгородцев, и гостей города. Работала площадка-лекторий «Мудрое лето», на которой ребята могли рассказать про свои инициативы и увидеть, что они интересны региону, и на их лекции приходят. Прямо сейчас продвигаем наш городской мюзикл, чтобы на премьеру пришло как можно больше людей.
Одна из студенток создала патриотический клуб благодаря спектаклю, объединила ребят и сказала: давайте сделаем подарок ветеранам. Этот спектакль начался с института, дошел до города и ставится уже четыре года подряд. И приходят не только ветераны, но и школьники. Вот с такой пронзительной темой так наши ребята бережно выступают на сцене.
Еще один прекрасный проект наших студентов называется «Культурная среда». У нас в среду в 12.50 на всех корпусах университета играет музыка, и мы разработали календарный план: музыка классическая, музыка советского периода, музыка под какие-то праздники. Я заметила на кампусе: ребята начали танцевать. Будем пересматривать проект и включать музыку чаще в перерывах, устраивать танцевальные баттлы.
Согласимся, что образование может быть не только мудрым, но и музыкальным, и красивым, и спортивным, и очень вкусным. Будем следить за развитием внеучебной деятельности вместе.
Беседовал Александр Сафонов