Третья миссия университета подразумевает активное участие вуза в жизни общества, помимо традиционных миссий образования и научных исследований. В беседе с Яковом Андреевичем Аслановым, проректором по воспитательной работе и реализации молодежных программ Южного федерального университета, к.с.н., мы разобрали различные аспекты общественного служения вуза.
Изучайте интервью в любом удобном формате на любом устройстве!
Многие хотят, но не у всех получается
Как вы определяете запрос к университету со стороны властей, бизнеса, общественности вашей Ростовской области и Ростова-на-Дону как мегаполиса и центра агломерации?
Один из важнейших вопросов третьей миссии — с кем же мы ее реализуем? Реализовывать третью миссию самим невозможно. Третья миссия важна для университетов, для общества, для государства. Многие вузы хотят ее реализовать, но не у всех, наверное, получается.
Исторически так сложилось, что еще предшественник Южного федерального университета Ростовский государственный университет непосредственно взаимодействовал не только с Ростовской областью, но и с той территорией, которая сегодня составляет Южный и Северо-Кавказский федеральные округа.
Вы федеральный университет, в каждом российском регионе есть свои высшие учебные заведения. Как ваша третья миссия распространяется на другие регионы Южного федерального округа?
Для Северо-Кавказского округа мы готовили научную элиту, проводили защиты кандидатских и докторских диссертаций, организовывали повышение квалификации именно в нашем университете. Поэтому сохраняется связь с элитой других регионов. Хорошие позиции ЮФУ демонстрируют ведущие рейтинги, связанные с влиянием выпускников на различные сферы жизни.
Сегодня мы работаем и с областью, и с двумя федеральными округами по подготовке кадров и развитию технологического суверенитета: это Институт радиотехнических систем и управления ЮФУ в Таганроге по технологиям, извечный вопрос подготовки педагогов по региональному заказу или, очевидно, невозможно развивать города и территории без качественной подготовки архитекторов, — мы этим тоже занимаемся.
Другие университеты к нам часто обращаются за методологической помощью, из последнего — «Обучение служением», проект «ДНК России». Мы являемся опорным методологическим центром по реализации дисциплины «Основы Российской государственности», который с прошлого года читается на всех курсах.
Что касается представителей исполнительной власти, чиновники часто обращаются за экспертизой. Дон обмелел, недавно у нас была пылевая буря в Ростове, — наши эксперты рассказывают, почему это происходит, успокаивают граждан.
Какие инициативы тут наиболее важны, доказали свою эффективность за прошедшие годы со стороны университета?
Проект «Обучение служением» учит студентов реализовывать социальные проекты, которые обязательно имеют социального заказчика.
У нас студенты в течение года реализуют подобные проекты, и заказчики получают результат. Это не просто волонтерство, это модуль проектной деятельности, включенный в образовательный процесс студента по его направлению подготовки.
Например, некоммерческому фонду, который занимается проблемами донорства или людьми с ограниченными возможностями здоровья, необходимо сделать информационную базу. Наши математики им помогли в этом. Или им необходимо сделать медиаплан, — наши журналисты подключились.
ЮФУ — один из десяти университетов, которые помогают «Движению первых» реализовывать этот проект со школьниками. Теперь наши студенты выступают в качестве наставников и учат школьников реализовывать социальные проекты по той же логике.
Человек, нужный нашему обществу
Что третья миссия университета дает обществу и заказчикам понятно, а что она дает самим студентам и преподавателям?
Для обучающегося — это развитие своих профессиональных хард- и софтскиллов, позиционирование себя как выпускника университета. Это не просто высококлассный специалист, а человек, нужный нашему обществу. У студента растет понимание важности того, что от его деятельности зависит будущее общества, будущее государства.
Для коллег — это позиционирование в своей академической научной среде, позиционировать себя как эксперта, как ученого. В дальнейшем может быть и какая-то монетизация, например, при написании грантов. Это очень хорошая история.
Есть ли примеры, когда участие в проектах через портфолио помогает студентам с дальнейшим трудоустройством, или пока работодатели не обращают на это внимание?
Приведу пример нашей инженерно-технологической академии в Таганроге. Выпускники академии создали большое количество IT-компаний в Таганроге и пришли в университет, сказали: «Мы хотим не терять связь с университетом, но черпать кадры из нынешних студентов».
За свой счет они сделали ремонты в аудиториях, оборудовали их, все передали университету. Дальше они участвуют как заказчики в реализации практических заданий студентов и для себя находят кадры.
Есть два варианта для таких компаний: либо ты после окончания обучения берешь человека как чистый лист и начинаешь его переучивать какое-то время, либо ты заходишь в университет и отбираешь лучших уже при выпуске, у тебя готовые кадры, которые понимают твои цели и задачи.
Без университета невозможно развивать все сферы жизни
Что для вас критерий успешности третьей миссии университета? Как ее оценивать? Каждый университет так или иначе взаимодействует с сообществом, но как понять, насколько университет эту активность развивает эффективно, выгодно, правильно?
Я больше доверяю социологии, опросам, рейтингам, учитывающим не только числовые, но и качественные показатели.
Без университета невозможно развивать все сферы жизни. Могу привести исторический пример. Наш университет когда-то был императорским Варшавским университетом и был эвакуирован в Первую мировую войну.
Ростов очень сильно хотел иметь свой университет, потому что тогда местные власти и купечество понимали, что это развитие. И вот Ростов все сделал для того, чтобы университет оказался именно в Ростове-на-Дону. До этого в Ростове не было ни одного человека с ученой степенью и с ученым званием. С появления университета Ростов получил невероятно сильный импульс.
Вот вам третья миссия, которая началась 109 лет назад. Тогда не использовали такие термины, но прекрасно осознавали, что без университета невозможно готовить кадры, развивать науку, совершенствовать технологии.
Как на третью миссию университета повлияла проходящая сейчас цифровая трансформация образования? Она что-то принципиально изменила или просто сделала программы более доступными?
Лично мое мнение: цифра — это инструмент. Цель и задачи по-прежнему формируются человеком. Сейчас искусственный интеллект — важная и неоднозначная тема.
Цифровые решения помогают работать быстрее, легче усваивать информацию, где-то эффективнее применять образовательные технологии, но все равно это — инструмент, потому что цифра сама задачу или цель не обозначит, она помогает ее реализовывать.
Давайте заглянем немного вперед. Что в ваших планах? Как вы видите развитие третьей миссии университета в будущем?
Нужно продолжать те традиции, которые есть в университете. В последнее время очень много «черных лебедей», которых сложно прогнозировать. Но хочется пожелать, чтобы все сообщества и органы власти знали, что на юге страны без университета развитие невозможно.
Добавлю, что университет тоже должен это понимать. Это не монополия: университету нужно развиваться, открывать новые образовательные программы, продвигать новые научные и технологические направления.
Суверенитет страны во многом зависит от тех научно-технологических разработок, которые будут созданы на базе образовательных и научных учреждений, и университеты должны чувствовать свою ответственность за это.
Присоединяемся к вашим пожеланиям. Уверены, что третья миссия будет развиваться активно и, конечно, будем рады и в дальнейшем обсуждать опыт Южного федерального университета.
Беседовал Александр Сафонов