Показать виджеты
Скрыть виджеты
26 апреля 2025 активны на платформе
51 002 -9
Преподавателя
666 443 +467
Студента
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

«Боль» для преподавателей: о чем нужно помнить при внедрении новых дисциплин?

Дата публикации
06 марта 2025
Время на прочтение статьи
5 мин
Количество просмотров
1475

28 января в Юрайт.Академии состоялась онлайн-дискуссия «Академические первопроходцы: разработка и преподавание новых дисциплин» в рамках XVI Зимней школы преподавателя «Смарт-образование: цифровой контент, сервисы и данные».

 

Появление новых дисциплин (например, «Системы искусственного интеллекта») — закономерный ответ сферы образования на быстро меняющийся мир. Преподавателям приходится нарабатывать учебный материал с нуля, но и его актуальность может пропасть за считанные дни. Наши эксперты рассказали о своем опыте работы с новыми дисциплинами. 

 

Нельзя называть дисциплину по-новому при старом содержании

Функционал информационных систем расширяется, нейросети приобретают новые способности, а человеческое восприятие под воздействием цифровизации трансформируется. Все это сильно влияет на процесс обучения и рынок труда. «Развитие науки и технологии не стоит на месте, и это нужно отражать в дисциплинах. Хорошо, если в образовательную программу заложены прогностические функции, чтобы мы могли формировать новые компетенции по специальностям будущего», — подчеркивает начальник учебно-методического управления Волгоградского государственного технического университета, кандидат технических наук, доцент кафедры автоматизации производственных процессов Евгений Стегачев.

 

Мало разработать новую дисциплину, ее нужно «безболезненно» интегрировать в образовательный процесс. При этом важно учитывать и знания студентов, ведь обучающиеся могут оказаться неготовыми к осмыслению новой информации. «Внедрение новых дисциплин — это, безусловно, проект, который проходит все обязательные этапы жизненного цикла, — отмечает доцент кафедры финансового менеджмента и финансового права Московского городского университета управления Правительства Москвы имени Ю. М. Лужкова, кандидат экономических наук, главный архитектор программ направления «Центр развития надпрофессиональных компетенций государственных и муниципальных служащих» Мастерской управления «Сенеж» Мария Жверанцева. — Здесь крайне важны этапы инициации и планирования, позволяющие органично и корректно встроить новые дисциплины в действующие учебные планы». 

 

Современный специалист должен обладать междисциплинарными знаниями и навыками. Новые дисциплины не только расширяют кругозор, но и развивают аналитические, творческие способности, что позволяет выпускнику смелее двигаться по своему профессиональному пути. Ведущий эксперт Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», руководитель проектного офиса «Обучение служением» РГСУ и НИЯУ МИФИ, преподаватель РГСУ, РАНХиГС, НИУ ВШЭ, ИДПО ДТиСЗН, победитель первого сезона конкурса «Лидеры России Политика» Яков Якубович обращает внимание коллег:

 

«Сейчас инженер-авиаконструктор, айтишник, ученый-атомщик, нейробиолог не могут существовать без знания социологии, философии, истории. Инженер с университетским образованием сегодня — это не просто технарь с эрудицией, это творец, который опирается на науку в своем поиске и мыследеятельности». 

 

Чтобы уверенно подниматься по карьерной лестнице, нужно и хорошо знать себя, свои чувства. Это поможет лучше понять мотивацию своих коллег и/или подчиненных. «Возрастание эмоционального интеллекта мы наблюдаем везде, даже рациональная научная сфера испытывает на себе это воздействие», — подчеркивает заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин Московского политехнического университета, кандидат философских наук Юлия Лобанова

 

Новые дисциплины в образовательном процессе университета — лишнее доказательство, что руководство и преподаватели не просто следят за тенденциями со стороны, а сами находятся в эпицентре изменений. Но и здесь есть свои трудности. «Внедрение новых дисциплин в учебные планы должно подтверждать, что мы держим руку на пульсе изменений в стране и мире, учитываем новые тренды, — подтверждает Мария Жверанцева (Университет Правительства Москвы). — Но этот процесс всегда и "боль" для преподавателей. Важно подходить к нему без тени формализма: называть дисциплину по-новому при старом содержании недопустимо, это порождает только увеличение рутинной работы по документационному обеспечению дисциплины».

 

Не теряйте фундаментальность университетского образования

Кому принадлежит инициатива по созданию новых дисциплин? Чаще всего — работодателям. В вузе невозможно получить все важные практические навыки, поэтому студенту в любом случае нужно будет проходить обучение непосредственно на рабочем месте. Однако индустриальные партнеры заинтересованы в том, чтобы их потенциальные сотрудники обладали базой, позволяющей быстрее осваивать навыки. «Новые дисциплины, практики и модули мы часто делаем по заказу партнеров, — рассказывает Евгений Стегачев (ВолгГТУ). — Сетевое взаимодействие с работодателями позволяет серьезно экономить ресурсы для быстрого запуска новых программ, возможно привлекать сотрудников партнера в качестве преподавателей, использовать их оборудование и программное обеспечение». 

 

Сейчас работодатели принимают активное участие в организации образовательного процесса. Это подтверждает опыт Марии Жверанцевой (Университет Правительства Москвы): «Наш Университет — городской вуз, который готовит специалистов для контура Правительства Москвы. Наш учредитель — это наш работодатель, поэтому все учебные планы и образовательные программы создаются и актуализируются в тесном взаимодействии с Департаментами Правительства Москвы».

 

Однако основная работа все равно лежит на плечах преподавателей. Именно они систематизируют знания, подбирают учебные материалы и взаимодействуют со студентами. «Сейчас информации слишком много, вопрос в том — как сделать выбор. Здесь мы полагаемся на преподавателей, которые являются экспертами в сфере разработки курса», — отмечает Юлия Лобанова (Московский Политех)

 

Пока одни педагоги сетуют на большую нагрузку, другие борются за нее. Разработать собственный курс значит оставить свой след в истории отечественного образования. «Конкуренция за нагрузку нельзя считать чем-то плохим, — считает Яков Якубович (РГСУ, НИЯУ МИФИ). — Если вуз борется за свой имидж, качество образования, он должен создавать конкурентное поле для преподавателей. Востребованность и обратная связь помогает преподавателю осознать свою ценность и открыть точки роста». Напомним, что Юрайт принимает на публикацию авторские материалы. Преподаватели могут выпустить свои лекции на платформе и вывести их на федеральный уровень, для этого нужно заполнить онлайн-заявку.

 

Евгений Стегачев (ВолгГТУ) также отмечает пользу сетевого взаимодействия в разработке новых дисциплин:

 

«Зачем нам создавать курс с нуля, если в условиях ограниченности ресурсов мы можем прекрасно вставить в учебный план готовый опробованный курс от другого университета? Сетевое взаимодействие с другими вузами позволяет это сделать». 

 

Но какие бы изменения в сфере обучения ни происходили, важно сохранять основу образования. «Был тренд на soft skills, многие вузы вводили такие дисциплины. Потом был тренд на проектную деятельность, — вспоминает Мария Жверанцева (Университет Правительства Москвы). — Но при высоком и оправданном запросе на практикоориентированность мы ни в коем случае не должны потерять фундаментальность университетского образования».

 

Цифровая образовательная среда поддержит новые дисциплины

Подлинное сокровище преподавателя — это опыт. Его можно и нужно расширять за счет коммуникации с коллегами. «Сейчас существует множество платформ для нетворкинга, преподавательских пабликов и сообществ в социальных сетях. Все они помогают педагогам обмениваться опытом, консультироваться и развиваться», — подчеркивает Яков Якубович (РГСУ, НИЯУ МИФИ). Знакомство с кейсами других педагогов также служит вдохновением и дополнительной мотивацией в разработке курсов. 

 

Современные информационные технологии имеют основополагающее значение в продвижении новых дисциплин. Прежде всего, цифровые системы позволяют систематизировать и хранить необходимые данные. Евгений Стегачев (ВолгГТУ) обращает внимание: «Для поддержки новых дисциплин очень важна выстроенная цифровая образовательная среда, сервисы с ссылками на учебники, методические материалы, нормативные документы и регламенты, имеющееся материально-техническое обеспечение вуза и его партнеров существенно облегчают жизнь преподавателей». Педагоги тратят колоссальные усилия на создание курса с актуальной информацией. Сэкономить силы и время им поможет наш сервис «Конструктор гибких курсов». Он позволяет комбинировать необходимые материалы платформы и создавать уникальный онлайн-курс для любого уровня обучающихся.

 

Однако живое общение на профессиональные темы ничто не заменит. Мария Жверанцева (Университет Правительства Москвы) рассказывает, кто участвует в обсуждении изменений образовательного процесса:

 

«Ежегодно мы проводим круглый стол по актуализации компетентностной модели программ магистратуры и профессионального профиля выпускника: приглашаем представителей департаментов Правительства Москвы, ведущих экспертов в сфере проектного управления, наших выпускников-магистрантов». 

 

Активное внедрение новых дисциплин — один из вызовов современного образования. Цифровая трансформация, развитие международных отношений, перемены на рынке труда — все это отражается на процессе обучения. Но, как отмечает Мария Жверанцева (Университет Правительства Москвы), в этом потоке изменений важно сохранить фундаментальность университетского образования.