27 ноября в Юрайт.Академии состоялась панельная дискуссия «Ни дня без строчки: публикационная активность преподавателей и студентов» в рамках онлайн-конференции «Студенческая наука: задания, проекты, публикации».
По данным Аналитического центра «Эксперт» за 2024 год, число статей российских ученых продолжает снижаться. Международных взаимодействий тоже становится меньше (в 2023 году — 20%), но при этом становятся более востребованными соавторства национального уровня (в 2023 году — 38%). Вместе с экпертами Юрайта обсудили, как стимулировать научную деятельность в вузах и насколько негативно на ней сказывается искусственный интеллект (ИИ).
Увеличение публикационной активности влияет на качество статей
Статьи не только дают возможность педагогу поделиться своим опытом, но и показывают уровень его компетенций. «Для преподавателя высшей школы важны как научные публикации, так и учебно-методические пособия, — отмечает проректор по образовательной деятельности Глазовского государственного инженерно-педагогического университета имени В.Г. Короленко, кандидат филологических наук, доцент Екатерина Калинина. — С одной стороны, мы не должны прекращать научную деятельность, с другой — наше научное богатство нужно сделать достоянием, которое будет тиражироваться, в первую очередь, через студентов». Более того, активная позиция в публикационной деятельности также помогает найти «братьев» по научной школе среди опытных ученых и аспирантов. А это, в свою очередь, способствуют формированию профессиональных связей и расширению возможностей для соавторства.
Научные статьи — ядро преподавательского портфолио, за них назначаются специальные выплаты. Однако не всякая публикация засчитывается, ведь в научной среде много так называемых «мусорных» журналов. Чтобы не тратить на статью время и силы зря, нужно внимательно читать официальные документы. «В положениях эффективного контракта обозначены не сами нежелательные "мусорные" журналы, а их типичные признаки, например, неизмеримо большое число статей в одном издании, абсолютно разные области науки, маленькие работы с большим количеством соавторов, множественные публикации одного и того же текста и так далее», — обращает внимание коллег начальник Управления по научной работе Российского государственного гуманитарного университета Николай Борисов.
Многие вузы пытаются влиять на количественные показатели научной деятельности. В таких случаях возрастает риск, что публикации окажутся пустыми по содержанию. Об этом говорит исполняющий обязанности проректора по научной работе и инновациям Арктического государственного агротехнологического университета, кандидат ветеринарных наук Константин Нифонтов:
«Увеличение публикационной активности влияет на качество статей. Нужно удерживать баланс и мотивировать научно-педагогических сотрудников, которые выдают качественные исследования для публикации в высокорейтинговых журналах».
Существуют достаточно способов стимулирования публикационной активности: проведение тренингов и вебинаров по созданию и продвижению статей, расширение доступа к открытым репозиториям и так далее. Самым действенным из них до сих пор остается материальное поощрение. Николай Борисов (РГГУ) делится опытом своего вуза: «В качестве мер стимулирования мы, прежде всего, используем эффективный контракт. В нем отмечены виды публикаций, за которые начисляются баллы: это материалы в журналах ВАК (категории К1 и К2), в международных базах данных, РИНЦ и RSCI, а также учебно-методические издания, учебники, переводы и так далее». Материальное вознаграждение неизменно дает сильный импульс к активной деятельности.
Именно научный руководитель обучает студента основам научной этики
Функционал современного преподавателя с каждым годом расширяется, но роль научного руководителя остается важной частью. Ответственность такого наставника велика, поскольку во многом именно от него зависит, пойдет ли обучающийся в исследовательскую деятельность. «Научный руководитель — первый человек, который будет способствовать дальнейшей академической карьере студента, — уверена доцент кафедры Университета Правительства Москвы, кандидат экономических наук Александра Поминова. — Первая успешная публикация воодушевляет обучающегося, потом он начинает участвовать в конференциях, получать гранты, покорять более широкие научные горизонты».
Каждый подходит к научному руководству по-своему. Одни дают студенту полную свободу, вторые берут над его научной деятельностью полный контроль, третьи придерживаются мнения, что для молодых людей важен индивидуальный подход. «Главное в научном руководстве — не отпускать работу студентов, магистрантов и аспирантов на самотек», — утверждает Константин Нифонтов (Арктический ГАТУ).
Ясно одно: научный руководитель должен не просто давать советы по созданию статей, а делиться академическими знаниями. Александра Поминова (Университет Правительства Москвы) объясняет:
«Именно научный руководитель обучает студента основам научной этики. До обучающегося нужно донести важность ответственности, аргументированности исследований, привить ему интеллектуальную честность, научить его с уважением относится к трудам других ученых».
Продуктивная научная работа прямо пропорциональна заинтересованности студента. На помощь наставникам приходят научные кружки, конкурсы и конференции. Участие в таких мероприятиях часто учитывается при распределении академических стипендий. Николай Борисов (РГГУ) приводит пример: «Если говорить про публикации обучающихся: у нас уже несколько лет проходит конкурс студенческих проектных научных коллективов. По результатам работы участникам выплачиваются денежные средства за выполнение критериев результативности».
Написать курсовую с использованием нейросетей — действительно умение
Искусственный интеллект продолжает охватывать сферу образования своими виртуальными щупальцами. Даже опытные ученые экспериментируют с нейросетями при написании статей. Екатерина Калинина (ГИПИ им. В.Г. Короленко) объясняет почему:
«В научной деятельности бывают периоды стагнации: идея есть, а как ее воплотить — неясно. В этом плане искусственный интеллект может стать тем самым толчком, благодаря которому научное исследование найдет развитие в новом направлении».
Все острее встает вопрос о маркировке статей, для написания которых используются нейросети. «Нам нужны определенные стандарты для научных публикаций, прибегающие к помощи ИИ, для контроля и обеспечения прозрачности данных, — подчеркивает Константин Нифонтов (Арктический ГАТУ). — В статьях, в которых используются технологии искусственного интеллекта, необходимо указывать, сколько процентов в ней сгенерированного текста».
Даже восторг обучающихся от использования ИИ при создании работ постепенно сменяется пренебрежением. Александра Поминова (Университет Правительства Москвы) делится своим наблюдением: «Я все чаще слышу от студентов: "Курсовая работа, написанная искусственным интеллектом, — это уже неинтересно, это моветон, а написать курсовую с использованием нейросетей — действительно умение"».
Исследовательская деятельность предполагает не только анализ сухих данных, но и творчество. Поэтому многие ученые не хотят обращаться к новым технологиям. «Наука — это вкусное дело: когда ты погружаешься в нее, у тебя вырастают крылья за спиной, — поэтично характеризует сферу деятельности Екатерина Калинина (ГИПИ им. В.Г. Короленко). — Люди, занимающиеся настоящим "чистым" исследованием, избегают использование искусственного интеллекта, поскольку гордятся своими научными результатами и теперь готовы поделиться ими с другими».
Хочется прорыва, ведь наука не стоит на месте
На какие направления публикационной активности нужно обратить внимание в ближайшем будущем? Николай Борисов (РГГУ) отвечает: «Одна из задач — переход от стимулирования количества публикаций к стимулированию их качества».
«Важно задавать векторы научного развития, потому что бывает так, что кафедра в исследовательском плане топчется на одном месте: ВКР и курсовые выходят однотипными. Хочется прорыва, ведь наука не стоит на месте», — считает Екатерина Калинина (ГИПИ им. В.Г. Короленко).
Статистика показывает, что спрос на соавторство растет. Это подтверждает и Константин Нифонтов (Арктический ГАТУ): «Многие научные сотрудники работают в коллаборации. Междисциплинарность — это выход на новый уровень в установлении межвузовских, межинституциональных и межведомственных связей. Такая открытость должна быть у всех». «Смысловая стоимость» публикации повышается, если в нее включен опыт двух и более авторов. Получается, поощрение коллабораций ученых — эффективный способ улучшения качества статей.
Николай Борисов (РГГУ) выделяет еще несколько важных векторов развития публикационной активности:
«Направления научной деятельности, в которых нужно двигаться: 1) корректировка критериев эффективного контракта и стимулирования на основе федеральных требований (с ними нужно соотносить и внутривузовские положения); 2) работа над продвижением вовне, в том числе в международных базах данных».
Наука требует полной самоотдачи и щепетильного подхода к исследованиям. Именно поэтому невозможно писать большое количество статей в короткие сроки, а угроза эмоционального выгорания все время находится рядом. Зато наука вдохновляет! Как выражается Екатерина Калинина (ГИПИ им. В.Г. Короленко): когда ученый погружается в исследования, у него вырастают крылья.
Исследуйте, профессионально развивайтесь и делитесь с академическим сообществом своим опытом! Кстати, обогатить свои знания и рассказать о своих наблюдениях вы можете на XVI Зимней школе преподавателя «Смарт-образование: цифровой контент, сервисы и данные», которая пройдет с 27 по 31 января 2025 года.