30 января в Юрайт.Академии состоялась онлайн-дискуссия «Мониторинги прогресса: системная диагностика качества учебного процесса» в рамках XVI Зимней школы преподавателя «Смарт-образование: цифровой контент, сервисы и данные».
Рынок труда увеличивает количество требований к современным специалистам, что стимулирует вузы к модернизации учебного процесса. Повсеместно проводят диагностические работы, чтобы точно понимать, какие улучшения необходимы университетам. Эксперты Юрайта разобрались, что влияет на качество образования.
Основной фактор качества обучения и жизни — это любовь
Успех вуза во многом зависит от слаженной работы его сотрудников и других составляющих. Это подтверждает первый проректор Кубанского государственного университета — проректор по учебной работе, качеству образования, заведующий кафедрой социологии, доктор социологических наук Темыр Хагуров:
«Педагоги, обучающиеся, содержание, методики и цель образования — все эти компоненты влияют на качество учебного процесса. Если они не сбалансированы и не согласованы между собой, возникают проблемы».
Педагог занимает ведущую роль в системе образования. Именно он способен заинтересовать студента и помочь ему сделать первые шаги на профессиональном пути. «Для меня основной фактор качества обучения и жизни в целом — это любовь, — делится с коллегами проректор по академической политике, контролю качества образования и информатизации Пятигорского государственного университета, заведующий кафедрой исторических и социально-философских дисциплин, востоковедения и теологии, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, доктор исторических наук, профессор Юрий Гранкин. — Если преподаватель в свое время сделал осознанный выбор профессии, значит, он на своем месте». Педагог, который горит своим делом, вдохновляет студентов на учебные достижения.
Начальник научно-методического отдела — ученый секретарь Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина, доктор политических наук, доктор экономических наук, профессор Сергей Большаков тоже отмечает важность профессорско-преподавательского состава в эффективности обучения: «Качество образования зависит, прежде всего, от качества педагогических кадров, от их преемственности. Если этого нет, молодежь не сможет провести образовательные революции». Молодым специалистам необходим пример для подражания, а также опытный наставник, который сможет передать не только ценные знания, но и практические навыки. Поэтому сейчас в вузах особенно ценятся педагоги, совмещающие работу на предприятии.
Даже если преподаватель больше практик, ему все равно необходимо объяснить студентам теоретические основы. «Есть триада целей образования — понимание (что должен знать студент), целеполагание (его система ценностей) и компетенции (что он должен уметь)», — обращает внимание Темыр Хагуров (КубГУ). Если педагог будет о них помнить, то занятия будут проходить продуктивно.
Коммуникация со студентами — это настоящее искусство в работе преподавателя. К каждому нужно найти индивидуальный подход, помочь развить свои преимущества и нивелировать недостатки. «Студент — это наш коллега, — подчеркивает Юрий Гранкин (ПГУ). — Человек только-только вышел из-за школьной скамьи, возможно, приехал из другого региона — мы должны его поддерживать».
Превратить студента в высококлассного специалиста без качественных учебных материалов невозможно. Но с ними нужно грамотно обращаться. Тогда обучающиеся смогут взять от литературы максимум пользы. И.о. генерального директора, IT-директор Образовательной платформы «Юрайт» Иван Чернышев уверен: «Важен не сам контент, а то, как с ним работать. Важно наладить деятельность студентов в потоке: прошел тему, сам себя проверил, получил рекомендации, что стоит повторить, преподаватель это увидел, получил статистику и помог ученику разобраться со сложными вопросами».
Эксперты отмечают, что педагог с особой ответственностью должен подойти к этапу проверки знаний. Из-за развития искусственного интеллекта риск академического мошенничества выше, чем раньше. «Самый подходящий метод проверки сформированности профессиональных компетенций — создание оценочных средств совместными усилиями вуза и работодателя», — считает руководитель Центра учебно-методического обеспечения подготовки кадров для АПК РГАУ-МСХА имени К.А.Тимирязева, генеральный директор Ассоциации образовательных учреждений АПК и рыболовства, председатель ФУМО по УГСН 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство, доктор технических наук, профессор Виктор Бердышев.
Важно исследовать все этапы и основные компоненты обучения, чтобы понять, какие изменения необходимы вузу. Для этого используют разные инструменты. Об одном из них рассказывает Сергей Большаков (Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина): «Важно понимать, для чего мы делаем внутренний мониторинг — для исследовательских или управленческих целей? Если второе, то мониторинг становится мотивирующим инструментом».
Академическая репутация заменяет государственную аккредитацию
Сложно объективно оценить образовательный процесс. «Некачественные учебные заведения могут прикрыть документацией все свои фронты. Бумаги — это про формальные признаки, — замечает заведующий кафедрой реактивных двигателей и энергетических установок Казанского национального исследовательского технического университета имени А. Н. Туполева, генеральный директор Инженерной школы «Конструктор», со-основатель Нового инженерного образования, кандидат технических наук, доцент Алексей Лопатин. — Чтобы оценить качество учебного процесса, нужна глубокая оценка, но не формального экспертного сообщества, которое сдает экзамен на знание этих бумаг, а людей с авторитетом в области науки».
Необходимо учитывать и другие факторы. Вуз обязан выполнять определенные требования и достигать фиксированных показателей. Это вносит в данные диагностики помехи. «На оценку качества влияют ограничения, например, сохранность контингента: если мы отчисляем больше 10%, то у нас рушится КЦП», — делится опытом Темыр Хагуров (КубГУ).
Специалисты стремятся внедрить новые методы для анализа эффективности. Алексей Лопатин (КНИТУ-КАИ) напоминает, что некоторые из них могут нанести вред системе образования:
«Если мы будем оценивать качество образовательного процесса самими студентами при непосредственном контроле, то получим серьезные шумовые искажения. А если еще и стимулирующую часть, оплату труда привяжем к этой оценке, то создадим систему, которая необъективно оценивает и даже карает за результат».
Необходимость новых идей для мониторинга качества очевидна. Ведь традиционные методы вызывают у академического сообщества вопросы. «Вуз прошел процедуру государственной аккредитации по новым требованиям один раз, — рассказывает про опыт своего университета Юрий Гранкин (ПГУ). — Ситуация с диагностической работой достаточно спорная. Вы можете выполнить все условия, но если не набираете определенное количество баллов, то документ не получаете. Закрытость и невозможность ознакомиться с результатами диагностики не дают проанализировать проблемные места». Вузам нужны данные для работы над ошибками.
В наше время до сих пор существует проблема с подменой понятий. Об этом говорит Алексей Лопатин (КНИТУ-КАИ): «У некоторых вузов академическая репутация заменена государственной аккредитацией».
Сейчас формируется новый макет ФГОС
У совершенства нет предела. Отечественное образование впереди ждет долгий путь изменений. Но для начала важно заделать старые «дыры». Иван Чернышев (Юрайт) выделяет одну из важных проблем современного обучения: «Мы потеряли персональную работу со студентами из-за того, что у преподавателей банально не хватает времени. Нужно поднимать этот вопрос, и тогда мы начнем переходить к индивидуальным образовательным траекториям и создавать инструменты для оценки их качества».
Перемен требует и компетентностная модель. По мнению экспертов, в современной образовательной концепции важную роль занимает междисциплинарный подход. «Нам нужно бороться за сохранение остаточных знаний у студентов, — обращает внимание коллег Темыр Хагуров (КубГУ). — Компетентностный подход в том виде, какой он есть, сокращает пространство понимания целеполагания и переключает внимание на решение только профессиональных задач». Индустриальным партнерам нужны специалисты широкого профиля, и вузам необходимо адаптировать образовательные программы под их запросы.
Работа уже началась. Виктор Бердышев (РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева) приоткрывает завесу тайны и рассказывает об изменениях:
«Сейчас формируется новый макет ФГОС. Рабочая группа считает, что нужно сохранить компетентностный подход, но расшифровать каждую компетенцию: прописать те самые "знать" и "уметь". А "владеть" студент будет, когда начнет работать».
Стремление педагогов передать обучающимся как можно больше знаний понятно. Но самостоятельное изучение играет ключевую роль в их профессиональном росте, а еще развивает аналитические навыки. Алексей Лопатин (КНИТУ-КАИ) напоминает про основные направления развития в образовании: «Не важно, сколько студенту дали, важно, сколько с него спрашивают. Это ключевая фраза, в которую заложены тенденции на самостоятельное изучение учебного контента и индивидуальные образовательные траектории».
При модернизации учебного процесса важен опыт преподавателей. Некоторые педагоги могут предложить и собственные идеи по улучшению, но они остаются неуслышанными. Виктор Бердышев (РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева) объясняет почему: «Мы забываем проводить совещания с заведующими кафедр, до преподавателей вообще руки не доходят. А ведь важно, чтобы люди общались на профессиональном уровне и строили планы по образовательной деятельности».
Можно усовершенствовать мониторинг и диагностику, обновить методики и учебные программы, но качество образовательного процесса не повысится, если преподаватель будет равнодушен к своей работе. Педагог — незаменимое звено в обучении, а бесценный фактор в его деятельности — любовь к профессии, резюмирует Юрий Гранкин (ПГУ).