Показать виджеты
Скрыть виджеты
05 декабря 2025 активны на платформе
51 198 -10
Преподавателей
692 586 -738
Студентов
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

«Нельзя одновременно и трактора делать, и уколы ставить»: ищем баланс в специальностях

Дата публикации
23 июля 2025
Время на прочтение статьи
5 мин
Количество просмотров
2394

24 июня в Юрайт.Академии прошла онлайн-дискуссия «Кого на Руси выпускать хорошо? Баланс "практических" и "интеллектуальных" специальностей» в рамках XVII Летней школы преподавателя «Интеллект в цифровом образовании: естественный, искусственный, эмоциональный».

 

За первые три недели приемной кампании было подано более 1,5 миллиона заявлений, и это только на «Госуслугах», пишут в официальном telegram-канале Минцифры России. Самыми популярными специальностями на бюджете стали информатика и вычислительная техника, экономика и управление, тройку лидеров замыкают образование и педагогические науки. Но какова судьба остальных направлений? Сможем ли мы добиться баланса «практических» и «интеллектуальных» специальностей? Обсуждают эксперты Летней школы Юрайта — 2025.

 

Университет должен определиться, в чем он хорош

В России сохраняется кадровый дефицит в некоторых сферах деятельности, например, в образовании и медицине. Причины разные: недостаточно высокая заработная плата, повышенная нагрузка и прочее. На дефицит косвенно влияет и гонка за «корочками»: студенту важнее диплом, а не компетенции. Все это рождает необходимость модернизации образовательной системы.

 

«Государство не хочет, чтобы граждане финансировали "фабрики дипломов", — напоминает проректор по учебной работе Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования, член президиума правления РОСОМЕД, председатель комитета по независимой оценке качества медицинского образования РОСМЕДОБР Захар Лопатин. — Когда на рынке возникает переизбыток специалистов, нужно перераспределять ресурсы на дефицитные специальности». 

 

Механизм принуждения в этом вопросе не поможет. Для начала нужно понять интересы и мотивацию образовательной аудитории, проанализировать рынок труда. А затем соотнести собранные сведения с потребностями государства. «У каждого абитуриента свои цели в жизни, у каждого своя мотивация в выборе университета. Нам важно понять, с какими конкретно группами мы работаем», — подчеркивает директор Инженерной школы информационных технологий и робототехники Томского политехнического университета, кандидат технических наук Александр Фадеев.

 

Гармонично распределить студентов по специальностям — одна из основных задач современного образования, которая пока только в процессе решения. Доцент кафедры Информационных компьютерных технологий Российского химико-технологического университета имени Д.И. Менделеева, кандидат технических наук Игорь Красильников отмечает:

 

«Мы все еще ищем баланс между фундаментальным и прикладным, модным и востребованным, текущим и будущим. Баланс должен быть во всем. Нужно реформировать, инструменты для этого есть. Главное — не навредить».

 

Многие эксперты выступают за сокращение непрофильных специальностей. Это позволит вузам направить все ресурсы на усиление конкретных кафедр. «Университет должен определиться, в чем он хорош, — считает Александр Фадеев (ТПУ). — Нельзя одновременно и трактора делать, и уколы ставить. Например, чтобы поддерживать университетскую инженерно-техническую базу, нужно столько кафедр, столько усилий! На непрофильное просто не останется ни времени, ни денег».

 

Важна оптимизация не только учебного плана, но и процесса трудоустройства. Например, новые форматы взаимодействия вуза и работодателей поможет заинтересовать молодежь профессиональным развитием, и их желание просто получить «корочку» отпадет само собой. «Необходимо учитывать качество подготовки и трудоустройство после окончания обучения. Сегодня купить диплом и положить его на полку может каждый, государство вынуждено это ограничивать. Нужна тонкая настройка системы образования», — обращает внимание коллег Захар Лопатин (РМАНПО Минздрава России).

 

Непрофильные направления — доноры бюджета

Пока одни считают важным сократить непрофильные специальности, другие напоминают, что таковых в вузе в принципе нет. В условиях быстро меняющегося мира нужен междисциплинарный подход — специалисту необходимо располагать обширным спектром знаний и навыков, чтобы оставаться конкурентоспособным на рынке труда. «Непрофильных специальностей нет, — уверен Игорь Красильников (РХТУ им. Д.И. Менделеева). — Любая специальность в контексте вуза допустима и удобна. Философия, этика, история непрофильные для технарей, но если они преподаются в контексте — нужны и востребованы».

 

Того же мнения придерживается и директор института искусств Адыгейского государственного университета, почетный работник сферы образования РФ, доктор философских наук Фатима Тугуз:

 

«Классический университет — это наука и научные школы, соответствующий профессорско-преподавательский состав, это традиции, это высокая планка. И в таком университете, по сути, нет непрофильных специальностей. Что касается отраслевых вузов, то существование в них непрофильных специальностей вполне оправдано, если есть понятное качество подготовки и содержательная ориентированность на основной профиль, скажем, менеджмент в культуре в вузе культуры».

 

Вопрос непрофильных специальностей касается и материальной стороны. Есть университеты, которые таким образом поддерживают свои денежные ресурсы. «Многие вузы развивают непрофильные специальности, чтобы обеспечивать себя внебюджетными средствами. Непрофильные направления в вузе — доноры бюджета», — отмечает Захар Лопатин (РМАНПО Минздрава России).

 

Абитуриенты и их родители нередко становятся жертвами мимолетных веяний на рынке труда, поэтому выбирают модные, но неперспективные профессии. Знания и навыки из смежных наук дают молодому специалисту возможность перейти в другую сферу деятельности в критических ситуациях. «Тяга к моде связана с отсутствием представлений о профессии, — объясняет Александр Фадеев (ТПУ). — Мы опираемся на сознательных абитуриентов, которые планируют заниматься по специальности. Давайте будем честны. В конце 9 класса происходит сговор между школьником и школой. Ученик выбирает три предмета и сдает ЕГЭ. На остальное школа закрывает глаза. Это тяжелый вопрос».

 

Фундаментальные дисциплины — основа образования. Благодаря им студенты учатся выводить закономерности явлений, что позволяет более сознательно действовать в рамках прикладных наук. «Фирмам сложно предсказать, что нужно будет в отрасли через несколько лет. Фундаментальные дисциплины должны помочь нашим работодателям сделать правильный прогноз и определить будущее профессии для наших выпускников», — отмечает Игорь Красильников (РХТУ им. Д.И. Менделеева).

 

Однако не все так просто. Важно проанализировать количественные и качественные показатели по всем дисциплинам и понять, насколько каждая актуальна. «Чем университет отличается от техникума? Должны быть исследования или НИОКР по заказу предприятий. Давайте посмотрим на непрофильные кафедры. Там есть статьи, там есть поступления от прикладных проектов?» — задает наводящие вопросы Александр Фадеев (ТПУ). Действительно, нужно не просто передавать студентам знания, но и стимулировать их исследовательскую деятельность, повышая научные показатели вуза.

 

Выпускник должен приходить в компанию и тащить ее вперед

Отсутствие баланса в специальностях создает трудности для экономики страны. Это подтверждает Захар Лопатин (РМАНПО Минздрава России):

 

«Когда юристов больше, чем судебных дел, ничего хорошего не будет. Нужен баланс, нужно стремиться его достичь. Пока мы ожидаем механизм распределения платных мест».

 

Реформы в сфере образования тревожат преподавателей. Но Игорь Красильников (РХТУ им. Д.И. Менделеева) подчеркивает, что поводов для беспокойства нет: «Если педагог нормальный, прошел нашу школу, то у него множество вариантов для самореализации. Если у твоей специальности мало учебных часов, то можно взять научную и воспитательную деятельность, семинары, кружки, проекты, лаборатории. Тогда получится повысить свою популярность, нагрузку и начать развиться». Профессионалы всегда найдут карьерные перспективы. 

 

В любом случае потребуется поддержка государства. При повышении востребованности одних специальностей нельзя забывать и о других. «Если в стране, в социуме есть запрос на рост культуры, нравственных ценностей, то и государство должно понимать, что в это нужно основательно вкладываться, прежде всего, поддерживать творческие специальности, подготовку учителей в сфере искусства для работы с детьми, — объясняет Фатима Тугуз (АГУ). — Это требует особой поддержки и в плане привлекательности мест трудоустройства. Думаю, для вуза это должны быть дотационные направления, то есть как-то защищенные от потрясений подушевого финансирования. Существование в классическом университете направлений искусства — это культурообразующая, ценностная категория. Ее нужно сохранять и развивать».

 

Несмотря на изменения в сфере образования, цель вуза остается прежней. «Выпускник должен приходить в компанию и тащить ее вперед. И наша задача — готовить таких ребят. Задача сложнейшая», — подчеркивает Александр Фадеев (ТПУ). Мир меняется быстро, учебные программы приходится адаптировать на ходу, чтобы у выпускников был актуальный компетентностный портфель. Гибкость стала основным трендом в современном образовании. 

 

Обсуждая нынешние и грядущие изменения, Игорь Красильников (РХТУ им. Д.И. Менделеева) подбадривает и студентов: «80% таланта — это упорный труд. Учитесь, посещайте занятия, вполне сможете справиться». Если поставить себе цель, трудности на пути не будут так сильно пугать. 

 

Каждая специальность важна. Но, как отмечает Захар Лопатин (РМАНПО Минздрава России), когда юристов больше, чем судебных дел, ничего хорошего не будет. Баланс профессий не только стабилизирует образовательную систему, но и улучшит экономику страны в целом.