25 июня в Юрайт.Академии прошла онлайн-дискуссия «Интеллект в квадрате: ИИ в научно-исследовательских проектах» в рамках XVII Летней школы преподавателя «Интеллект в цифровом образовании: естественный, искусственный, эмоциональный».
Научные исследования — это не только творчество, но и рутинные задачи, например, многочисленные подсчеты и составление списка литературы. Искусственный интеллект (ИИ), способный и на обработку данных, и на поиск, и на генерацию текста, комфортно чувствует себя в этой сфере. Но какие подводные камни появились в отношениях ученых и новых технологий? Обсуждают эксперты Летней школы Юрайта — 2025.
ИИ может подвести нас к черте глупости
Многие студенты ошибочно считают новые технологии панацеей, поэтому часто сдают учебные работы, не проверяя результаты виртуальных помощников. Искусственный интеллект допускает немало ошибок, в том числе фактических. Это вредит не только отдельному студенту, но и всему академическому сообществу. «Я всегда напоминаю студентам: ИИ — это не калькулятор и не справочник, — рассказывает профессор кафедры информационных технологий и систем Севастопольского государственного университета, доктор технических наук, доцент Юлия Доронина. — Он может посчитать: 2+2=10. И это будет для него естественно». Нам необходимо перепроверять искусственный интеллект, иначе мы рискуем стать источниками недостоверной информации.
Цифровой мир открывает множество возможностей для образования. Но только от преподавателей и обучающихся зависит, будут ли они использованы во благо. Проректор по научной и инновационной работе Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации имени Главного маршала авиации А.А. Новикова, доктор технических наук, доцент Геннадий Костин объясняет, чем может быть полезны новые технологии:
«Хочется, чтобы элементы ИИ привлекали наших студентов к научным исследованиям и расширяли кругозор тех, кто любит науку, а также сохраняли преемственность научного потенциала. Новые технологии могут послужить инструментом для укрепления связки "студент — аспирант — докторант — педагог — исследователь"».
Бытует мнение, что искусственный интеллект стремительно занимает место исследователя. Он умеет и собирать данные, и анализировать, и писать. Однако технология действует по заданному алгоритму — в этом и заключается ее главный недостаток. Человеческий мозг этим не ограничен. «Нельзя сказать, что ИИ заменяет человека как интервьюера или модератора в качественных исследованиях, — подтверждает старший научный сотрудник Международной лаборатории исследований социальной интеграции, аналитик Международной лаборатории прикладного сетевого анализа, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», кандидат философских наук, доцент Сергей Давыдов. — Но в некоторых ситуациях эта технология незаменима. Например, когда на форуме стоит задача за 1-2 для опросить более 500 участников».
Искусственный интеллект забирает на себя рутинные задачи, освобождая студенту, преподавателю и ученому время. Но мы неосознанно сбрасываем все больше и больше работы на виртуального помощника. В такой ситуации наши внимание, память, аналитические способности могут потерять свою остроту, ведь функции, которые поддерживали эти важные элементы, переданы технологиям. «ИИ не может сделать нас глупыми, но он может подвести нас к этой черте», — замечает Юлия Доронина (СевГУ).
Если мы передаем искусственному интеллекту простые задачи, нужно ставить перед собой более сложные, иначе смысла от технического прогресса не будет.
Около 90% дипломов — про искусственный интеллект
Сейчас востребованы курсы по промт-инжинирингу, где учат разрабатывать текстовые запросы для нейросетей, чтобы в результате получать точные и релевантные ответы. Улучшать цифровые навыки — не привилегия, а необходимость. Современное поколение, хотя и выросло в эпоху интернета, все равно стоит обучать работе с новыми технологиями, ведь их знания и навыки лишены системы. Поэтому в университетах повсеместно вводятся соответствующие дисциплины. Юлия Доронина (СевГУ) делится опытом своего вуза:
«На младших курсах мы обучаем промпт-инжинирингу: объясняем, как формулировать корректные запросы к нейросетям и останавливать их работу».
Цифровая революция коснулась всех научных отраслей. Согласно исследованию VK и агентства Prognosis, около 70% участников российского рынка используют ИИ в своей деятельности. Следовательно, теперь в обязанности сотрудников входит грамотное и бережное обращение с высококлассным оборудованием, огромными базами данных и нейросетями.
«Политика вуза такова: в образовательные программы бакалавриата всех направлений включаются дисциплины, связанные с ИИ, потому что новые технологии действительно интегрируются во все сферы нашей жизни», — обращает внимание коллег Сергей Давыдов (НИУ ВШЭ).
Уже с младших курсов студентов приобщают к исследованиям, связанным с новыми технологиями. Так, у них нарабатывается актуальный опыт и формируется ответственное отношение к работе. Геннадий Костин (СПбГУ ГА им. А.А. Новикова) рассказывает о проектах своего вуза: «В Центре экспериментальной аэродинамики Университета разрабатывается модель беспилотника, на котором устанавливаются программируемые контроллеры полетного задания и элементы системы распознавания образов. Но эти разработки экспериментальные и не рассчитаны на массового потребителя. Наш вуз участвует в исследованиях по выработке требований к беспилотным авиационным системам».
Интерес к искусственному интеллекту заметен невооруженным глазом даже в научной сфере. «На нашей кафедре исследуется применение и развитие нейронных сетей. В этом году около 90% дипломов на защите было посвящено искусственному интеллекту», — подчеркивает Юлия Доронина (СевГУ). Тема ИИ вызывает множество споров: обсуждаются этические вопросы, правовые аспекты, факты злоупотребления, границы возможностей и, конечно, влияние на человека и его образование. Это плодотворная почва для различных исследований.
Студенты и молодые ученые пока не научились соблюдать цифровую гигиену
В феврале 2025 года Ассоциация организаторов студенческих олимпиад «Я – профессионал» опросила более 1000 студентов и сделала вывод: нейросетями пользуются более 85% начинающих специалистов. Пока одни применяют ИИ в качестве помощника для поиска и обработки информации, другие без зазрения совести поручают ему написать курсовую или диплом.
Юлия Доронина (СевГУ) рассказывает, какие модели поведения в отношении ИИ можно выделить:
«Есть две крайние позиции: 1) Человек изобрел какое-то устройство, теперь ему нужно сделать обзор, но он не умеет писать. Нет плохого в том, если ИИ сгенерирует вокруг его гениального решения определенный текст. 2) Когда человек берет чужую статью и начинает переписывать его с помощью нейросетей. Тогда это порождает информационный мусор».
Чтобы цифровое академическое пространство было комфортным и безопасным, необходимо регулировать использование новых технологий. По мнению Геннадия Костина (СПбГУ ГА им. А.А. Новикова), обнаружить созданный нейросетью контент не так сложно: «Следы присутствия ИИ в научных материалах в виде сгенерированного текста легко обнаружить. В таких материалах прослеживаются: нарушение целостности текста, бессвязность, отсутствие логики изложения, повторы, несоблюдение правил русского языка и ошибки в употреблении терминов». Преподавателям и научным руководителям очень важно знать все эти признаки, чтобы уже на первых этапах учебных и исследовательских проектов пресекать злоупотребления студентов.
Но установить тотальный контроль в текущих условиях невозможно. К тому же, способности искусственного интеллекта развиваются. Некоторые программы, например, HIX Bypass, умеют «очеловечивать» сгенерированный текст. На помощь приходит антиплагиат с функциями распознавания ИИ, однако и он не всесилен. «Сейчас нет системы, которая бы четко и однозначно маркировала материалы, созданные ИИ, — считает Сергей Давыдов (НИУ ВШЭ). — Все работают по вероятностному принципу: 70% — сгенерировано, 30% — нет. Грубо говоря, если студент пойдет в суд, то решение будет принято в его пользу».
Механизмы контроля за отношениями ИИ и человека постоянно совершенствуются. Такая же активная работа идет и по формированию этических норм. Университеты создают даже собственные кодексы по использованию ИИ. «Этические вопросы вызывают ситуации, связанные с защитой данных, неопределенными действиями алгоритмов внутри сетей и снижение контроля результатов человеком», — отмечает Юлия Доронина (СевГУ).
Сергей Давыдов (НИУ ВШЭ) обращает внимание коллег, что прямо сейчас этические и правовые вопросы не решить: «Студенты и молодые ученые пока не научились соблюдать цифровую гигиену и проверять то, что сгенерировал ИИ. Эти навыки важно осваивать и преподавателям. На это нужно время». Раз человечество придумало программы по «очеловечиванию» ИИ-текстов, то обязательно разработает инструменты контроля.
Искусственный интеллект — не угроза, а вызов для сферы образования. Новые технологии толкают академическое сообщество к покорению новых научных вершин. ИИ никогда не сможет заменить преподавателя или ученого. У него своя логика. Как отмечает Юлия Доронина (СевГУ), ИИ может посчитать: 2+2=10. И это будет для него естественно.