26 июня в Юрайт.Академии прошла онлайн-дискуссия «Технологическая независимость: синхронизация рынка труда и образовательных программ» в рамках XVII Летней школы преподавателя «Интеллект в цифровом образовании: естественный, искусственный, эмоциональный».
Ожидаемые в ближайшее время изменения в системе высшего образования направлены в первую очередь на повышение практикоориентированности обучения. Однако без активного участия работодателей успеха в этом направлении сложно достичь. Ведь только индустрия знает, какими навыками должен обладать современный сотрудник.
Эксперты Летней школы Юрайта — 2025 рассказывают, как работать с индустриальными партнерами и какие трудности возникают при сотрудничестве.
Мы пытаемся регулировать рыночную экономику нерыночными методами
Каждый университет стремится расширить базу индустриальных партнеров: от успешного взаимодействия с индустрией зависят показатели трудоустройства выпускников. Основная проблема — зачастую вузы взваливают на свои плечи все задачи по развитию сотрудничества, а работодатели делают минимум и просто отбирают талантливых студентов.
«Первоочередная задача — удовлетворение потребностей индустриального партнера. Но партнер не должен диктовать вузу свою политику, — подчеркивает координатор в Омской области федерального партийного проекта "Цифровая Россия", профессор Омского института водного транспорта (филиал Сибирского государственного университета водного транспорта), доцент, доктор экономических наук Бари Хаиров. — Проектно мы готовим для него кадры, но в процессном подходе нельзя учитывать только пожелания одной стороны. Вуз должен обеспечить и социальные условия, и инфраструктуру, и многое другое, а кто-то хочет готовый результат получить в один день. Нагрузку и затраты нужно разделять».
Работодатель должен быть заинтересован не только в заполнении рабочих мест, но и в качестве обучения потенциальных сотрудников. «Для нас идеальный индустриальный партнер — вовлеченный и готовый вкладывать в подготовку выпускников как финансовые, так и временные ресурсы», — объясняет ректор Тихоокеанского государственного университета, доктор химических наук, профессор Дальневосточного отделения Российской академии наук Юрий Марфин. Образовательные программы, обогащенные практическим опытом работодателя и заточенные под запросы рынка труда, принесут больше пользы, чем те, что построены на сухой теории.
На деле университеты сталкиваются с разными типами индустриальных партнеров. Нередко из-за недобросовестных организаций страдают сами студенты, особенно если речь идет о целевом обучении. Об этом рассказывает проректор по молодежной политике и дополнительному образованию Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета имени С.М. Кирова, кандидат биологических наук Светлана Шлапакова:
«Не все предприятия контролируют процесс обучения. Есть работодатели, которые четко формулируют запрос, например, нужна подготовка по геодезии. Бывают предприятия, которые заключают целевой договор, и выпускник как раб обязан к ним вернуться, хотя дополнительных мер поддержки они ему не окажут».
Современный вуз обязан обеспечивать своих студентов карьерными возможностями, и качественный отбор работодателей — один из важных шагов в успешном решении этой задачи. После этого необходимо продумать совместную программу мероприятий. Опытом своего вуза делится Юрий Марфин (ТОГУ): «Поскольку основа нашего университета — практикоориентированность, то мы рассчитываем на системную кооперацию с отраслевыми партнерами по разным направлениям и механикам, начиная с дней открытых дверей и заканчивая включением в пул предприятий, поддерживающих стажировочные программы».
Более того, сотрудничество вузов и работодателей способно поднять престиж профессий и привлечь талантливую молодежь. «Популяризация востребованных работодателями специальностей и направлений — это наша общая задача, в том числе — это задача государства», — отмечает первый проректор Тамбовского государственного технического университета, профессор, доктор педагогических наук Наталия Молоткова. Нужен разносторонний взгляд на решение вопросов образовательной сферы.
Напомним, что сейчас идет активный пересмотр приоритетных и неприоритетных специальностей. На последних планируется сократить количество платных мест. Изменения также коснутся льготных кредитов, поступления региональных абитуриентов в столичные вузы и повышения цен на обучение. Проректор по учебной работе Кузбасского государственного технического университета имени Т.Ф. Горбачева, доктор экономических наук Владимир Меркурьев делится своим взглядом на эту ситуацию: «Вузы — это участники рынка образовательных услуг. Посмотрим с этой точки зрения на такие меры, как определение приоритетных направлений и ограничение контрактных мест. Получается, мы пытаемся регулировать рыночную экономику нерыночными методами».
Пересмотр приоритетных и неприоритетных специальностей необходим для устранения дисбаланса профессий. Решение этой задачи также поможет улучшить экономику страны, ведь потоки молодых специалистов устремятся в важнейшие отрасли.
«Попытки директивного решения "кто нам нужен сейчас" через 20 лет приведут к серьезным проблемам, когда распадутся сложившиеся научные школы. Поэтому сегодня не должно быть деления на приоритетные и неприоритетные специальности», — считает первый проректор, профессор кафедры гражданского права и процесса Псковского государственного университета, доктор юридических наук, профессор Ольга Серова. Кроме того, многие эксперты говорят, что грядущие изменения могут существенно снизить мотивацию молодежи в достижении профессионального успеха.
В любом случае важно анализировать индустриальные запросы и быть готовым адаптироваться к новым условиям. «Даже среднесрочное планирование требует оперативной корректировки, поэтому, когда мы говорим о прогнозах по рынку труда, мы учитываем в своей работе и текущие, и перспективные потребности», — отмечает Наталия Молоткова (ТГТУ).
В условиях быстро меняющегося мира укрепление связи вуз-работодатель становится все более актуальным. Ольга Серова (ПсковГУ) предлагает еще несколько способов, которые помогут улучшить учебный процесс: «Какие могут быть механизмы модернизации? 1) Сетевые образовательные программы либо с научными организациями, либо с индустриальными партнерами. 2) Программы развития, например, "Приоритет 2030" и "Передовые инженерные школы". 3) Взаимодействие с работодателями, если есть запрос, обеспеченный ресурсами».
Преподаватель — ключевая фигура в образовании, и зачастую именно на педагогических кадрах строится бренд вуза. Однако перекладывать на его плечи задачи по привлечению молодежи не стоит. Бари Хаиров (ОИВТ СГУВТ) обращает внимание коллег: «Профессор не должен становиться аниматором и ловить абитуриента прямо у школы. Вузам приходится совмещать рынок с академической средой». Именно сотрудничество университетов и работодателей способствует построению фундамента для привлечения заинтересованных абитуриентов.
Нужно самим учиться, учиться и учиться!
Успешный университет — тот, что постоянно развивается, учитывая запросы рынка труда, и инициирует актуальные проекты для студентов. «Вуз должен не только адаптироваться к меняющейся внешней среде, но и быть актором», — отмечает Владимир Меркурьев (КузГТУ).
Активная позиция учебного заведения должна быть направлена, прежде всего, на обновление учебного процесса. Юрий Марфин (ТОГУ) делится своим опытом: «Мы подходим к образовательным программам в логике конструктора. Можно пересобирать и дополнять их теми или иными компетенции под вызов времени или под запрос работодателя».
Любой учебной программе необходимы системность и четкое понимание, какие компетенции нужно сформировать у обучающихся. «Вопрос не в наборе дисциплин, — подчеркивает Ольга Серова (ПсковГУ). — Важно то, что мы выносим в аудиторию, какими методиками и технологиями пользуемся. И необходима подготовка преподавательского состава, академический социальный лифт: важно системно вести молодых специалистов». Постепенно наращивая компетентностный портфель обучающихся, подкрепляя их теоретические знания практикой, можно создать настоящего профессионала.
В начале учебного года первокурсников нередко объединяют общей деятельностью, например, поручают придумать творческие номера для концерта на День знаний. Это помогает адаптировать ребят к студенческой жизни, а также способствует повышению качества обучения. Такой же подход полезен и для сотрудников университета. «Что нужно вузу, чтобы все было хорошо? Необходима идея и для руководства, и для коллектива в целом. Тогда никакие формы отчетности будут не страшны», — утверждает Бари Хаиров (ОИВТ СГУВТ).
Даже в рамках изменений, которые касаются приоритетных и неприоритетных специальностей, можно найти возможности для улучшения учебного процесса. Новые условия — это вызов, подталкивающий академическое сообщество к развитию. Ольга Серова (ПсковГУ) делится своими мыслями по этому поводу:
«В условиях деления специальностей на приоритетные и неприоритетные у нас остаются возможности для внедрения дополнительных квалификаций. Этот механизм позволяет сохранить кадровый потенциал университета, реализовать кадровый запрос региона».
Активное сотрудничество остается одним их главных инструментов обратить перемены в свою пользу. Открытая коммуникация, обмен идеями и проведение друг для друга лекций по актуальным вопросам — все это помогает вузу и работодателям объединять усилия для профессионального роста студентов. Наталия Молоткова (ТГТУ) приводит пример эффективного взаимодействия: «Образовательно-производственно-научные консорциумы, когда объединяются вузы и ключевые предприятия отрасли, — хороший инструмент сотрудничества. Ежедневная работа над совместными проектами развития конкретных технологий и продуктов дает возможность понимать, какие кадры потребуются на рынке труда через несколько лет, с какими технологиями они будут работать».
Владимир Меркурьев (КузГТУ) рассказывает, как организовано сотрудничество с индустрией в его вузе: «Более двух лет назад мы создали Совет по кадровой политике. В него входят около 40 ключевых региональных компаний, которые в том числе вкладывают внебюджетные ресурсы в развитие университета. Совместно с ними формируется актуальная повестка развития инженерного образования в регионе, задачей вуза является решение кадровых вопросов региональной экономики».
Для объединения вуза и работодателей иногда требуется третья сторона. Об этом говорит Ольга Серова (ПсковГУ): «Если в вузе появится серьезная экспертная группа, которая будет работать по актуальным темам на опережение, мы сможем больше общаться и с индустриальными партнерами, и с органами власти».
Есть множество способов наладить взаимодействие с партнерами, модернизировать учебный процесс и адаптироваться к переменам. Все зависит от университета. Главное — не переставать развиваться. «Будем вводить новые направления подготовки, которые позволят расширить спектр образовательных программ. Будем сами учиться и учить!» — отмечает Светлана Шлапакова (СПбГЛТУ им. С.М. Кирова).
Кадров не хватает, и даже целевой набор не решит эту проблему
Целевое обучение имеет немало плюсов для студентов: облегченный процесс поступления, бесплатное обучение и гарантированное трудоустройство. Работодатели в свою очередь получают готового сотрудника, который будет работать в течение установленного срока, прописанного в договоре. Светлана Шлапакова (СПбГЛТУ им. С.М. Кирова) подчеркивает востребованность такого вида образования:
«Нам важно целевое обучение, потому что сейчас лесопромышленные предприятия с удовольствием заказывают специалистов. Они заинтересованы в том, чтобы студенты шли работать уже с 1 курса».
При целевом обучении университет также получает дополнительного индустриального партнера, который может помочь с трудоустройством других студентов. К тому же, вузу необходимо выполнять количественные показатели в этом направлении. «Ситуация с контрольными цифрами приема в целом понятная и прозрачная, но сложно прогнозируемая с точки зрения долгосрочного планирования», — обращает внимание коллег Владимир Меркурьев (КузГТУ).
Несмотря на все привилегии, у целевого набора есть свои подводные камни, прежде всего, для работодателей, которые оплачивает такое обучение. Об одном из них рассказывает Юрий Марфин (ТОГУ): «Факт заключения целевого договора не есть факт трудоустройства выпускника на предприятии через 4-5 лет. Студенты будут использовать такое обучение для отсрочки оплаты за образование и разрывать сотрудничество на выходе». За невыполнение условий договора обучающийся должен выплатить штраф, но некоторых это не останавливает.
С одной стороны, целевое обучение — это риск. С другой — таким способом можно решить проблему кадрового дефицита. Сотрудник, подготовленный под конкретную должность, — на вес золота. Однако Ольга Серова (ПсковГУ) отмечает, что проблема дефицита кроется в другом: «Кадров не хватает, и даже целевой набор не решит эту проблему. Критически стоит вопрос в определении базового тарифного уровня заработных плат работников бюджетной сферы в зависимости от региона». Материальная сторона во все времена была важнейшим способом стимулирования. Чтобы ее использовать, важно развивать экономику страны, а для этого необходимо перенастроить систему образования.
Какие бы перемены нас не ждали, основная цель обучения останется прежней. «Студенты должны научиться учиться, — напоминает Наталия Молоткова (ТГТУ). — Важно сформировать у них базис профессии, который позволит при помощи дополнительного профессионального образования, стажировок и практики, самообучения освоить узкие специфические компетенции для выполнения профессиональных функций на конкретном рабочем месте».
Система образования не может стоять на месте. Психология студентов меняется, педагоги разрабатывают новые методики преподавания, и все это под влиянием развивающегося цифрового мира, экономических, социокультурных и других факторов. В условиях перемен вуз должен не просто адаптироваться, а стать активным участником процесса, подчеркивает Владимир Меркурьев (КузГТУ).