Как ИИ применяется в подготовке лекций и презентаций, проверке работ, выполнении проектных заданий и написании ВКР? Каковы запросы работодателей? Какие изменения придется внести в учебный процесс уже сейчас?
Эти и многие другие вопросы обсудили Наталья Кислова (проректор по учебно-методической работе и качеству образования Самарского государственного социально-педагогического университета), Елена Петрова (проректор по науке и образованию Института адаптивного интеллекта), Юрий Чехович (основатель и руководитель компании «Думейт»), Юрий Татаровский (заведующий кафедрой учета, анализа и экономической безопасности Самарского государственного экономического университета) и Ольга Алексеева (начальник отдела аспирантуры и молодежной науки Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого).
Искусственный интеллект уже вышел за рамки забавной технологии для оживления фото и видео. Теперь это рабочий инструмент, без которого просто невозможно удерживать темп современной профессиональной среды.
Вот как об этом говорит Елена Петрова:
«Преподаватели перегружены, часто работают на полторы ставки. Поэтому обращаются к ИИ, чтобы быстрее подготовить программы и лекции. Раньше на создание лекции уходила неделя, теперь такого времени просто нет».
Как преподаватели используют ИИ
Способы использования нейросетей могут быть разные, и это действительно экономит массу времени. Однако любое применение ИИ связано с рисками для достоверности и качества результата, а потому требует критического отношения.
«ИИ можно использовать, когда требуется оперативно разработать программу по новым дисциплинам. Я провела мини-интервью со студентами и построила на его основе с помощью ИИ индивидуальные образовательные траектории», – поделилась опытом Наталья Кислова.
«С помощью ИИ можно формировать индивидуальные треки студентов и получать данные для анализа: сколько времени они тратят на каждое задание, какие области нужно подтянуть», – рассказал Юрий Татаровский
«ИИ сильно помогает с составлением дорожных карт, регламентов, чек-листов, но нужно быть осторожным: он часто не учитывает новых изменений в законодательстве», – отметила Ольга Алексеева.
ИИ можно использовать для составления ФОС, но перед генерацией заданий нужно четко понимать их цель. И в любом случае после первого промпта требуется несколько часов, чтобы доработать полученный вариант.

Ольга Алексеева, начальник отдела аспирантуры и молодежной науки Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого.
Вот и получается, что ИИ уже используют и для планирования учебных программ, и для индивидуализации обучения, и для подготовки заданий. Но полученные от нейросети результаты требуют серьезной доработки и подходят скорее как вспомогательный инструмент.
Как ИИ нарушает закон
Ключевая проблема ИИ в науке и образовании – непрозрачность источников. Если раньше студенты работали напрямую с научными статьями и учебниками, то теперь получают готовый, скомпилированный ответ, в котором ссылки на первоисточники часто отсутствуют.
«ИИ можно применять при написании ВКР, но важно понимать цель. Сейчас одна из основных целей – крайне неэтичная: маскировка плагиата и заимствований. В связи с этим в последнее время сильно выросла доля «высоко оригинальных» работ», – комментирует Юрий Чехович.
Скрытое авторство или вовсе выдуманные источники – важнейшая проблема, которую отмечают все эксперты.
«Опасность использования ИИ в ВКР в том, что он может фальсифицировать источники. Начинать нужно с формирования списка литературы, а затем уже использовать нейросети», – поделилась Наталья Кислова.
ИИ нарушает правило цитирования и авторские права. Собирая и компилируя мысли, ИИ фактически размывает их источники. Важно доносить до студентов, что ни одно предложение, заимствованное из чужих работ, не должно оставаться без ссылки.

Елена Петрова, Проректор по науке и образованию АНО «Институт адаптивного интеллекта».
При этом, нейросети достигли такого уровня, что система антиплагиата уже не справляется с их распознаванием. Поэтому именно преподавателям приходится брать на себя ответственность за выявление недобросовестного использования.
«Главным вызовом для преподавателей сегодня выступает необходимость научиться выявлять ИИ по структуре и формулировкам. Тогда они смогут отличить тех, кто действительно работает, от тех, кто просто генерирует объемный ответ с помощью ИИ», – отметил Юрий Татаровский.
«ИИ используют почти все, а антиплагиат такие тексты уже не улавливает, поэтому преподавателю нужно полагаться на собственное мышление, чтобы замечать характерные фразы и обороты», – дополнила Елена Петрова.
Что делать со студентами
Прежде всего, делать что-то нужно. Иначе эксперты предупреждают о неприятном замкнутом круге:
«Нормальной защитной реакцией преподавателя, который знает, что студент выполнил работу с помощью ИИ, является решение проверять работу также с помощью ИИ. Но это «путь в никуда». И так быть не должно», – рассказал Юрий Татаровский.
В свете использования ИИ в ВКР важно обучать студентов ответственной работе с источниками, а также смещать акцент на практическую часть и устные формы отчетности.
«Проблема некорректного цитирования и цитирования несуществующих источников не нова. Сейчас особенно важно развивать культуру анализа литературы. Мы проводим устные обсуждения курсовых работ и ВКР», – отметила Ольга Алексеева.
«Нужно показывать студентам, как работать с ИИ, соблюдая этику в отношении чужого исследовательского труда. Можно давать задания, которые требуется выполнить с помощью ИИ, и учить студентов правильно работать с источниками», – сказала Наталья Кислова.
«Чтобы контролировать использование ИИ в ВКР, нужно правильно выстроить этапы работы со студентом. Например, я меняю соотношение теоретической и эмпирической части в пользу последней и запрашиваю протоколы исследований», – Елена Петрова.
Вне ВКР один из эффективных способов работы со студентами в эпоху ИИ – давать творческие задания, требующие глубокого анализа и нестандартного мышления. Важно при этом показывать, что человеческий креатив гораздо шире, чем возможности ИИ, который лишь поверхностно охватывает тему.
Студентов высшего образования нужно направлять на творческие задачи, а не на механическую работу, что и было первоначальным стимулом внедрять ИИ в учебный процесс. Однако при нестандартном задании студенты начинают сомневаться в своих силах и знаниях и полагают, что нейросеть справится лучше, чем они. И тогда ИИ тормозит творческое мышление.

Юрий Татаровский, Заведующий кафедрой учета, анализа и экономической безопасности Самарского государственного экономического университета
«Важно воспитывать культуру признания использования ИИ, обсуждать и критически оценивать результаты. Стоит давать творческие задания с использованием ИИ. Например, наши студенты делали видеоэкскурсии, к которым генерировали озвучку», – Ольга Алексеева.
Кроме того, важно объяснять студентам ожидания работодателей. Прямо сейчас у многих есть недоверие к молодым специалистам, которые активно используют ИИ, но отстают в других навыках. Поэтому стоит сместить упор с ИИ на более традиционные компетенции.
Работодатели хотят, чтобы действующие сотрудники научились ИИ-инструментам. К новым сотрудникам с ИИ-навыками отношение более осторожное: им, как правило, нужно подтянуть софт- и хардскиллы.

Юрий Чехович, основатель и руководитель компании «Думейт».
«Пока такого запроса от работодателя не встречал. Навыки работы с ИИ приветствуются, но не требуются. Но есть мнение, что со временем они станут необходимыми», – Юрий Татаровский.
Какие шаги нужны уже сейчас
Для начала важно честно признавать использование ИИ и указывать это в статьях, заданиях и любых других материалах.
«Один из способов разграничить этичное и неэтичное использование ИИ – декларировать использование ИИ. Но, возможно, со временем это станет настолько обычным, что декларировать уже не придется – как никто не декларирует сейчас использование ПК», – утверждает Юрий Чехович.
На современном этапе важно открыто признавать использование ИИ. Нужно обучать на курсах повышения квалификации университетских преподавателей грамотно использовать ИИ в профессиональных целях и утвердить необходимую нормативную документацию на ученом совете.

Наталья Кислова, проректор по учебно-методической работе и качеству образования Самарского государственного социально-педагогического университета.
Нужно прокачивать умение создавать запросы и работать с их результатами, а также с текстом в целом.
«В обучении важно делать упор на умение формулировать запросы и взаимодействовать с нейросетью – развивать промптинг как отдельную компетенцию в разных дисциплинах», – прокомментировала Ольга Алексеева.
«В связи с ИИ, не помешало бы ввести студентам курс по обучению работе с текстом – умению выделять факты, теоретическую, концептуальную части», – проговорила Елена Петрова
И, конечно, важно адаптироваться к новым условиям и прежде всего самому осознать свою профессиональную уникальность.
«ИИ заменит часть педагогов и в высшей школе, поэтому важно к этому готовиться. Особенно есть риски для онлайн-образования. Педагогам нужно развивать свой адаптивный интеллект и способность перестраиваться», – заключила Елена Петрова.
Преподаватели используют ИИ для подготовки образовательных программ, лекций и заданий, а студенты – для выполнения проектов и написания ВКР. Сегодня важно научить студентов критически подходить к работе с ИИ: не подменять собственное творческое мышление и не пренебрегать источниками. Преподавателям необходимо научиться грамотно составлять запросы и выработать четкие нормативы использования.
Спасибо экспертам за дискуссию! А мы уже готовим для вас новые мероприятия, где обсудим больше трендов образования. Следите за анонсами здесь!