О вовлечении студентов в научную деятельность с нами поговорил Дмитрий Валерьевич Шалбуев, проректор по научной работе и инновациям Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления, профессор, доктор технических наук.
Изучайте интервью в любом удобном формате на любом устройстве!
Какой процент студентов, по вашему опыту, вовлекается в науку? Явно это не сто процентов, как бы нам того ни хотелось.
Действительно, 100% студентов мы не вовлекаем. Когда мы привлекаем абитуриентов в наш университет, мы говорим о том, что при поступлении они могут дополнительно заниматься наукой, художественной самодеятельностью или спортом. И наши первокурсники выбирают различные сегменты самореализации, но 30−40% студентов принимают участие в научно-исследовательской деятельности.
Смешанные группы и междисциплинарные работы
Это достаточно большая доля. Насколько она равномерно распределена по специальностям? Ваш университет занимается самыми разными направлениями, есть ли какая-то специфика вовлечения студентов в науку по этим отраслям?
Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления — это многопрофильный вуз. Мы готовим кадры по самым разным специальностям: пищевая и легкая индустрии, машиностроение, строительство, IT-технологии и т.д. Действительно, участие студентов неравномерно. Сегодня в университете ведутся научные работы по пяти основным направлениям.
Первое направление — биофармацевтика, сюда вовлечены студенты Института пищевой инженерии и биотехнологии, а также Факультета экологии, сервиса, технологии и дизайна.
Важный проект — беспилотие, в нем участвуют студенты пяти факультетов: от экономического, факультета компьютерных наук и технологий до машиностроительного, строительного и электротехнического.
Группа проектов связана с рециклингом отходов, образующихся в результате переработки животного и растительного сырья, а также использование золошлаковых отходов в качестве подложки при строительстве дорого. Этот проект реализуется в рамках межрегионального научно-образовательного центра «Байкал».
Конечно, это работы в области цифры. Мы готовим студентов, владеющих компетенциями в области подготовки данных, обучения нейросетей и их интеграции в прикладные решения. Сегодня студенты могут работать с технологиями компьютерного зрения, обработки естественно-языковых текстов, занимаются разработкой решений по видеоаналитике.
В этом году наши студенты приняли участие в проектно-образовательном интенсиве «Архипелаг 2024» и завоевали второе место в соревнованиях по беспилотной авиации в дисциплине «Обучение нейронной сети поиску объекта интереса», уступив только команде из Бауманки.
Эти направления весьма актуальны и достаточно широкий круг студентов из различных факультетов вовлекаются в научно-исследовательские команды.
Подчеркну, что это междисциплинарные работы, и в группы входят студенты различных факультетов. Если говорить по беспилотию, то здесь у нас участвуют студенты Машиностроительного факультета, Факультета компьютерных наук и технологий, Строительного факультета, Факультета экологии, сервиса, технологии и дизайна плюс, конечно, Факультет экономики и управления, который занимается оценкой рынка и продвижением продукта. Так, пять факультетов активно вовлекают студентов в стратегический проект «БайкалАэроТех. Беспилотные горизонты», который мы реализуем в рамках программы «Приоритет 2030».
Поэтому в работе со студентами мы создаем такие смешанные группы и пытаемся более равномерно распределить научные исследования по всем факультетам и институтам.
У проектов, которые вы перечислили, заказчиком выступает сам университет? Появляются ли индустриальные заказчики с реальными задачами для ваших студентов?
Еще лет пять назад мы базировались на тех идеях, которые возникали внутри кафедр, внутри факультетов. Сегодня мы полностью перестроили нашу научно-исследовательскую работу: в приоритете те проекты, которые вызывают интерес у наших индустриальных партнеров. И по НИОКР, и по стартапам, и по другим направлениям мы отталкиваемся от задач, которые перед нами ставят индустриальные партнеры.
Сегодня мы тесно сотрудничаем с предприятиями Республики Бурятия. Это Улан-Удэнский авиационный завод, Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение, «Аэроком» и многие другие. Они предлагают нам задачи, которые мы решаем с использованием научного потенциала наших преподавателей и студентов.
Совсем недавно к нам обратились представители Улан-Удэнского приборостроительного производственного объединения с просьбой помочь в разработке электродвигателей. Наш электротехнический факультет имеет большой опыт именно в этой области. Для реализации проекта на факультете мы создали студенческое конструкторское бюро, туда пригласили наших студентов, и они совместно с молодыми специалистами предприятия ведут работы по проектированию и расчету бесколлекторного мотора синхронного типа на постоянных магнитах.
Проекты-многоходовки
Проводятся ли какие-то специальные конкурсы или гранты? Как вы мотивируете, стимулируете студенческую науку?
Университет заинтересован привлекать молодых ребят и ученых для выполнения научно-исследовательской деятельности.
Мы тесно сотрудничаем с программой «Сириус Лето. Начни свой проект». Программа направлена на вовлечение школьников в решение проектных задач, связанных с актуальными проблемами науки, технологии и бизнеса, а в качестве наставников – выступают студенты нашего университета. По итогам успешной реализации проекта студентам выплачивается определенный финансовый бонус.
Программа включает в себя несколько этапов: сначала индустриальный партнер определяет задачу, которую должна решить команда школьников. Однако, предварительно совместно с индустриальным партнером мы определяем наставника из числа наших студентов, который разрабатывает концепцию проекта и представляет ее школьникам во время сессии. По итогам проведенной сессии школьники выбирают проект и заходят в него. В течение полугода команда школьников и студентов, в тесном сотрудничестве с индустриальным партнером, работает над проектом, результаты которого защищаются на итоговом мероприятии в начале июня.
Помимо этого, университет вкладывает собственные средства в поддержку молодых ученых и студентов, но уже на уровне магистрантов. У нас ежегодно проводится конкурс «Молодые ученые ВСГУТУ», в котором могут принять участие магистранты, аспиранты и молодые ученые до 35 лет. Им выделяется определенная сумма, которая позволяет им не только решить задачи, стоящие перед проектом, но и дает возможность представить результаты на конференциях различного уровня в городах России и за ее пределами.
Прикладные проекты идут от наших партнеров, но мы не забываем и фундаментальную науку. Здесь университет поддерживает те заявки, которые в дальнейшем могут стать базой для достижения целей, определенных индустриальными партнерами.
Мы создаем лаборатории под руководством молодых ученых. В этом году уже создали одну лабораторию в области рециклинга отходов растительного и животного сырья, которую возглавляет молодой преподаватель, ему еще не 35 лет. И сейчас мы создаем вторую лабораторию по оценке прочностных характеристик изделий, полученных из композиционных материалов. Мы надеемся, что темы, завяленные в этих научных лабораториях, будут интересны не только нам, но и нашим индустриальным партнерам.
Какая роль научных руководителей необходима для успешного вовлечения студентов в науку? Что вы ожидаете от преподавателей, как вы их к этому готовите, насколько преподаватели вовлечены сами?
Сейчас для того, чтобы подать заявку на грант или на участие в какой-либо программе, необходимо чтобы 50% коллектива составляли ученые до 35 лет. И наши преподаватели очень заинтересованы, чтобы студенты и аспиранты принимали достаточно активное участие в исследованиях. Помимо этого, обязательным является вовлечение молодежи в публикационную активность, чтобы они публиковали статьи как со своими руководителями, так и самостоятельно. Итогом реализации прикладных исследований является не только публикация результатов, но и защита результатов интеллектуальной деятельности (РИД: патенты, программное обеспечение и т.д).
Все эти нюансы весьма актуальны, и наши преподаватели понимают их значение. Они являются тем «мостиком», который позволяет привлечь молодых ученых в научно-исследовательскую деятельность и создать те лаборатории, которые в дальнейшем будут развивать нашу науку.
Влияет ли участие студента в подобного рода научных проектах на его дальнейшее трудоустройство? Влияние очевидно, если студент продолжает академическую карьеру внутри университета или в академическом сообществе. Но если он уходит в реальный сектор экономики? Насколько участие в студенческих научных деятельностях сегодня востребовано работодателем?
Исследовательские проекты проводятся с учетом пожеланий и/или по заявке наших индустриальных партнеров. У нас есть соглашения с индустриальными партнерами: студенты старших курсов проходят практику или стажировку на промышленных предприятиях, куда они в дальнейшем будут трудоустраиваться. Студенты решают задачи, которые перед ними ставит предприятия и поэтому вопрос их трудоустройства решается уже в процессе учебы.
Благодарим вас за интересный разговор. Желаем, безусловно, успехов в научной деятельности вашим студентам, вашим преподавателям и всему университету в целом. Будем следить за результатами, исследованиями, публикациями. Уверены, что за студенческой наукой наше будущее и в прямом, и в переносном смысле.
Беседовал Александр Сафонов