24 августа прошла Всероссийская научно-практическая онлайн-конференция с международным участием Мотивация студентов к обучению и профессиональному развитию, организованная Юрайт.Академией при поддержке федеральных и региональных органов управления образованием и университетов. В рамках конференции прошла панельная дискуссия «Молодежная наука в университетах: академическая самореализация студентов», в ходе которой спикеры обсудили роль научного руководителя в академической самореализации студентов, вклад студенческой науки в научную деятельность университета и конференции, публикации и другие форматы молодежной науки.
Роль научного руководителя
В начале дискуссии эксперты поделились своим мнением, какова роль научного руководителя в академической самореализации студентов.
«Первая и самая главная роль научного руководителя — сотрудничество со студентом. Вторая роль — образование с помощью науки. Третье — традиции университета, без которых он рухнет, при этом нужно двигаться вперед и предлагать новое», — отметил Алексей Александров, проректор по высшему образованию и молодёжной политике Университета Правительства Москвы, кандидат исторических наук, доцент.
Также Евгения Долгова, доктор исторических наук, профессор, председатель Совета молодых ученых Российского государственного гуманитарного университета, главный редактор электронного научного журнала для студентов и аспирантов «Гуманитарный акцент», рассказала, какие стоят задачи перед научным руководителем.
«В отношении научного руководителя нужно выделить несколько стоящих перед ним задач. Первая — этическая: приобщение к ценностям и этике профессии. Вторая — практическое обучение навыкам работы в научном поле и основам взаимодействия внутри сообщества. Вторая задача вытекает из ответственности, которую мы берем на себя, когда номинируем молодого человека в науку».
Вовлеченность студентов в науку
Спикеры попытались ответить на вопрос, какова доля студентов, которые вовлечены в научную деятельность.
Егор Лебедев, доцент института Перспективных материалов и технологий Национального исследовательского университета "Московский институт электронной техники", заместитель председателя Совета Молодых Ученых Московского института электронной техники, отметил, что количество студентов, вовлеченных в науку, зависит от отрасли.
«Есть отраслевые закономерности. В МИЭТ каждый студент на четвертом курсе проходит практику в лаборатории или на производстве, в ходе практики он выполняет научный проект, который ложится в основу его выпускной работы. Но это специфика нашего вуза. В других отраслях с наукой посложнее, доля студентов, вовлеченных в науку, будет значительно ниже».
Кроме этого, Анатолий Кубышкин, доктор медицинских наук, профессор, проректор по научной деятельности Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского, заслуженный деятель науки и техники Республики Крым, заметил, что доля студентов, вовлеченных в науку, также зависит от того, о какой науке идет речь.
«Важно, как делается наука. Есть «реферативный» подход, когда делаются обзоры или аналитика, и есть подход, когда студенты в составе научного коллектива занимаются какой-то экспериментальной научной проблемой. В первом случае у нас доля участия студентов порядка 70 %, во втором случае, когда представляются свои конкретные результаты, процент участия порядка 5–10 %», — заметил эксперт.
Дипломная работа — зачаток научной деятельности?
Эксперты порассуждали на тему выпускной квалификационной работы студентов: является ли дипломная работа зачатком научной деятельности.
«Есть прикладная наука и фундаментальная наука. В случае фундаментальной науки оценить результаты можно по количеству и качеству публикаций, в прикладной науке на выходе закладывается конкретный результат. Курсовые, практические и дипломные работы — это определенный вид прикладной науки», — считает Анатолий Кубышкин (КФУ)
Евгения Долгова (РГГУ) отмечает, что университет и преподаватели должны формировать у студента ощущение, что выпускная работы — это наука: «Мы должны формировать у студента ощущение того, что дипломная работа — это наука и его персональная ответственность перед нею, и он должен вкладываться в работу по максимуму».
Научные публикации студентов
Спикеры рассказали, как они относятся к организации студенческих публикаций: должны ли они быть самостоятельными или совместными с научным руководителем.
Егор Лебедев (МИЭТ) отметил, что не верит в самостоятельные публикации студентов, это сложный и долгий процесс: «Я не очень верю в полноценные самостоятельные публикации студентов. Это сложный процесс и ему нужно учиться. Для успешной публикации необходимо сформировать у студента понимание зачем это вообще нужно, у него должна быть мотивация».
Евгения Долгова (РГГУ) также отметила, что с первого раза студент точно сам не напишет хорошую научную статью: «Все представители научного сообщества знают, что стиль формируется. Студент не может написать хорошую научную статью с первого раза, за видимой легкостью — долгий и трудный путь».
Популяризация науки и конференции
Егор Лебедев (МИЭТ) поделился мнением, должны ли студенты участвовать в популяризации научных знаний: «Студенты должны участвовать в популяризации научных знаний, у них хорошо получается работать с детьми, подростками и студентами. Минимальная разница в возрасте снимает ограничения для легкого непринужденного общения».
Кроме этого, спикеры обсудили какие функции выполняют студенческие и научные конференции и чем они полезны для обучающихся:
«Конференция выполняет разные функции. Во-первых, это форма научного диалога, свободного обмена мнениями. Во-вторых, это педагогическая и воспитательная функция. Масштабные международные конференции могут включать студенческие круглые столы и секции. Студенты учатся представлять итоги своего труда, доказывать выводы. Так делаются первые шаги в научное сообщество», — рассказал Алексей Александров (Университета Правительства Москвы).
Уже 28 сентября на однодневной онлайн-конференции вместе с экспертами мы обсудим компетентностный подход в университетах и колледжах: от теории к реализации. Регистрация уже открыта, ждем вас!