Показать виджеты
Скрыть виджеты
Горячая линия
25 сентября 2023 активны на платформе
51 648 +56
Преподавателей
507 175 +744
Студентов
99+
Нет новых уведомлений
Высокий уровень вовлечения представителей целевой аудитории является четким
12 декабря 2020
Высокий уровень вовлечения представителей целевой аудитории является четким
12 декабря 2020
Высокий уровень вовлечения представителей целевой аудитории является четким
12 декабря 2020

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

Деньги любят счет: обучение студентов навыкам предпринимательства и финансовой грамотности

Дата публикации
08 февраля 2023
Время на прочтение статьи
6 мин
Количество просмотров
588

С 23 по 27 января проходила ХII Зимняя школа преподавателя «Гибкие навыки: компетенции новых ФГОС». В Школе участвовали свыше 4600 преподавателей и руководителей учебных заведений из России и зарубежных стран. 

 

24 января прошла панельная дискуссия «Деньги любят счет: обучение студентов навыкам предпринимательства и финансовой грамотности». Эксперты из учебных заведений обсудили проблемы и перспективы развития финансовой грамотности и навыков предпринимательства у студентов высших учебных заведений. 

 

Предпринимателями рождаются или становятся? 

 

Предпринимательская жилка — предмет споров многих людей. О том, можно ли научиться предпринимательству через образовательную программу или предприимчивым можно только родиться, поговорили на дискуссии эксперты.

 

«Сначала важно определить границы предпринимательства, к которым мы хотим приблизить студентов, и необходимые методы обучения. Наш опыт показывает, что обучать предпринимательству (в широком смысле) можно любого человека, к тому же компании сейчас остро нуждаются в предприимчивых людях. Также я и наша команда считаем, что обучать можно и тех, кто обучает сам, т. е. преподавателей, для которых в нашем вузе периодически проводятся образовательные программы. Цель — помочь преподавателям сориентироваться в теме и выбрать свою роль взаимодействия. Сделать предпринимателей из преподавателей — скорее плохая цель», — поделился своим мнением Павел Аванян, лидер рабочей группы EduNet, Co-founder center-game.com и preinc.ru. 

 

О видении того, как можно развить предпринимательские способности, рассказала и Зинчик Наталья Сергеевна, начальник отдела приоритетных проектов и инноваций, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и инноваций Санкт-Петербургского государственного экономического университета:

 

«Когда мы говорим о развитии предпринимательства в стенах университета, мы акцентируем внимание на том, что мы не просто хотим давать навыки по созданию продукта и выводу его на рынок, а стремимся привить некую предпринимательскую ментальность, тип мышления, развить лидерские способности, которые далее трансформируются в развитие предпринимателя как личности». 

 

Образ предпринимателя в глазах россиян 

 

Каждый по-разному представляет себе образ предпринимателя, и у каждого к нему особенное отношение. Спикеры в ходе дискуссии рассказали о том, как видят предпринимателя в России. 

 

«Около двух лет назад Сколково проводило исследование про образ предпринимателя в России, и, как оказалось, многие видят предпринимателей как перекупщиков, покупающих “подешевле” и продающих “подороже”. Это невероятно плохая история для экономики нашей страны, поэтому на повестке — вопрос о формировании культуры предпринимателя», — рассказал Павел Аванян (EduNet).

 

Также мнением поделилась и Наталья Зинчик (СПбГЭУ):

 

«Позиционирование образа предпринимателя в нашей стране — это действительно проблема, так как большая часть старшего населения относится к предпринимателям негативно. Но ведь предприниматель — это человек, воплощающий свои идеи, рискующий и развивающий общество. Предпринимательство делает большой вклад в развитие экономики и культуры страны, и нашей задачей является помогать это развитие осуществлять и менять мнение, передающееся от старшего поколения». 

 

Про образ и «полезность» предпринимателя рассказала коллегам и слушателям также Гузенко Олеся Игоревна, доцент Института опережающих технологий «Школа Икс» Донского государственного технического университета, кандидат экономических наук: «Как говорил Йозеф Шумпетер, “предприниматель — это инноватор”. Тот, кто делает что-то новое или что-то новым способом. И это классическая концепция, которая абсолютно ложится на высшее образование любого направления. А экономика и финансовая грамотность студентам нужны, чтобы они могли не только создать что-то новое, но и привнести это в массы, а также за счет своей научной, инновационной деятельности заработать деньги». 

 

Также мнением поделился и Грабоздин Юрий Павлович, заведующий кафедрой экономики и экономической безопасности Cамарского государственного социально-педагогического университета, кандидат экономических наук, доцент:

 

«Если человек в рамках действующего закона умеет зарабатывать деньги, даже при условии того, что он, по сути, перекупщик, это все равно хорошо. Это тоже предприниматели. Они смогли обеспечить такие логистические цепочки и заключить такие договоры для параллельного импорта с партнерами из других стран, что благодаря им у нас сейчас есть многие товары, а это большой труд. Чем больше таких людей, готовых решать подобные задачи даже международного экономического масштаба, тем лучше». 

 

«Я считаю, что поддерживать надо любые бизнесы и стартапы любых масштабов, от масштабных прорывных до маленьких кофеен. У всех разная мотивация и разный полет фантазий. Поэтому мы должны поддерживать всех предпринимателей», — заключил эксперт. 

 

Финансовая грамотность населения — какая она? 

 

Финансовая грамотность разных групп населения значительно отличается по своему качеству. Эксперты поделились своими наблюдениями о том, какими знаниями и навыками в этой сфере обладают учащиеся университетов и не только. 

 

«В 2017 г. была принята “Стратегия повышения финансовой грамотности граждан России на 2017—2023 годы”, ориентированная на подростков и молодежь. В рамках этой стратегии школы при поддержке коммерческих банков и Минфина реализуют сейчас множество программ по финансовой грамотности. И в высшие учебные заведения ребята приходят с базовыми финансовыми знаниями, а вот с навыками (умениями осуществлять конкретные действия в финансовой сфере) дела обстоят хуже. Задача вуза — заполнить этот пробел, а также научить на базе знаний и навыков осуществлять финансовое планирование и продумывать финансовую стратегию своей дальнейшей жизни», — рассказала Олеся Гузенко (ДГТУ). 

 

Также своими наблюдениями о том, какую финансовую грамотность имеет часть населения, поделилась и Евстафьева Ирина Юрьевна, декан факультета экономики и финансов Санкт-Петербургского государственного экономического университета, кандидат экономических наук, доцент:

 

«Не так давно проходил круглый стол в рамках проекта петербургских дизайнеров, где обсуждались вопросы замещения ушедших иностранных производителей отечественными. 80 % присутствовавших были заинтересованы в вопросах финансового планирования, инвестициях, поисках источников финансирования. И это реальные предприниматели, которые пытаются выводить свои продукты, коллаборируют друг с другом и нуждаются в знаниях финансовой грамотности». 

 

Вузы и производство — союзники в финансах и производстве

 

Университеты воспитывают будущих специалистов, навыки которых, несомненно, интересны местным компаниям. О том, как взаимодействуют вузы и бизнес-сообщества, коллеги из мира науки также поговорили на встрече. 

 

На вопрос о том, ощущается ли учебными заведениями влияние малого бизнеса, ответила Шпилёва Анна Алексеевна, директор бизнес-инкубатора Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова:

 

«Конечно, мы ощущаем региональную специфику — у нас целых 15 филиалов с “центром притяжения” в Москве. В наших регионах проекты с интеграцией ученой и предпринимательской сферы уже рождаются, и мы стараемся их поддерживать. Хотя статистика показывает, что в регионах, например в Брянской области и Краснодарском крае (где у нас в том числе представлены филиалы), только на 700—800 человек есть лишь одно малое предприятие, в то время как в Москве — на 151 человека. Поэтому мы активно развиваем и поддерживаем стоящие проекты».

 

Мнением поделился также и Хаиров Бари Галимович, исполняющий обязанности ректора Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики: «Мы создали несколько направлений, в которых студенты нашего вуза начинают сотрудничать с различными предпринимателями. При этом каждый предприниматель должен понимать, что такое взаимодействие в первую очередь основывается на специфике университета и взаимоотдаче».

 

«Все участники этой схемы координат должны говорить на одном языке и понимать друг друга. Также важно делать во благо и видеть социально-культурную ценность в своем деле, а не слепо гнаться за рублем. Тогда все получится. Если мы будем на первый план выдвигать культурные, профессиональные и другие этические ценности, то будет получаться и все остальное», — добавил эксперт. 

 

О взаимодействии вузов и финансовых компаний также рассказала Ирина Евстафьева (СПбГЭУ): «Финансовые институты имеют свои программы и корпоративные университеты не только для сотрудников, но и для потребителей. Безусловно, финансовые институты заинтересованы в продаже своих продуктов, а также им интересны грамотные и рациональные клиенты. У нас существуют также занятия и мастер-классы, где люди получают знания в области финансовой грамотности для предпринимателя. А взаимоотношения и коллаборации с различными бизнес-инкубаторами помогают ребятам найти свой путь в бизнесе».

 

«Безусловно, есть запрос со стороны крупного и среднего бизнеса. Со стороны малого бизнеса он существенно меньше, так как любой желающий может открыть свой малый или микробизнес. Я считаю, что университет должен быть площадкой, на которой встречаются преподаватели, студенты, представители бизнеса и власти, чтобы коммуницировать, общаться с целью генерирования идей и формирования связей. Инициатива должна рождаться самостоятельно, без серьезного давления и насаждения со стороны вуза и преподавательского состава. Ведь это творческий процесс», — также поучаствовал в обсуждении вопроса и Юрий Грабоздин (СГСПУ). 

 

Программа «Стартап как диплом» 

 

Время не стоит на месте, а финансовая грамотность и бизнес-деятельность в вузах стремительно развиваются и набирают популярность, принося хорошие результаты. Открыть собственный стартап — новая возможность студентов защитить выпускную работу. 

 

О способах применения программы на практике рассказал Павел Аванян (EduNet):

 

«Вуз — это место для формирования компетенций у студентов. И когда мы говорим про стартап как диплом, то в результатах стоит отображать количество циклов проверки гипотез стартапа и ход их проверки. И затем обозначать не только TRL (готовность технологии), но и CRL (готовность клиента покупать), и MRL (готовность производить). Тогда результаты и процесс будут представлены намного прозрачнее и ценнее для комиссии, экспертов и других студенческих команд». 

 

Мнением поделилась и Анна Шпилёва (РЭУ им. Плеханова): «Мы реализуем направление “Стартап как диплом”, и, по положению, в команде может быть от двух до пяти человек с разными компетенциями и защищать дипломную работу. Это хорошее дополнение для студентов, где они могут объединяться и реализовывать свои навыки из разных сфер в развитии бизнес-проекта». 

 

Подобные дискуссии поднимают актуальные вопросы академического развития, содействуют обмену опытом и открывают перспективы сетевого взаимодействия между ведущими университетами страны.

 

Уже в конце марта пройдет онлайн-конференция «Режиссура цифрового курса». Вместе с экспертами мы обсудим, как создать идеальный курс для студента, используя современные практики и методики. Регистрация уже открыта.