Показать виджеты
Скрыть виджеты
Горячая линия
28 марта 2024 активны на платформе
54 615 +17
Преподавателей
591 345 +196
Студентов
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

Деньги любят счет: обучение студентов навыкам предпринимательства и финансовой грамотности

Дата публикации
08 февраля 2023
Время на прочтение статьи
6 мин
Количество просмотров
687

С 23 по 27 января проходила ХII Зимняя школа преподавателя «Гибкие навыки: компетенции новых ФГОС». В Школе участвовали свыше 4600 преподавателей и руководителей учебных заведений из России и зарубежных стран. 

 

24 января прошла панельная дискуссия «Деньги любят счет: обучение студентов навыкам предпринимательства и финансовой грамотности». Эксперты из учебных заведений обсудили проблемы и перспективы развития финансовой грамотности и навыков предпринимательства у студентов высших учебных заведений. 

 

Предпринимателями рождаются или становятся? 

 

Предпринимательская жилка — предмет споров многих людей. О том, можно ли научиться предпринимательству через образовательную программу или предприимчивым можно только родиться, поговорили на дискуссии эксперты.

 

«Сначала важно определить границы предпринимательства, к которым мы хотим приблизить студентов, и необходимые методы обучения. Наш опыт показывает, что обучать предпринимательству (в широком смысле) можно любого человека, к тому же компании сейчас остро нуждаются в предприимчивых людях. Также я и наша команда считаем, что обучать можно и тех, кто обучает сам, т. е. преподавателей, для которых в нашем вузе периодически проводятся образовательные программы. Цель — помочь преподавателям сориентироваться в теме и выбрать свою роль взаимодействия. Сделать предпринимателей из преподавателей — скорее плохая цель», — поделился своим мнением Павел Аванян, лидер рабочей группы EduNet, Co-founder center-game.com и preinc.ru. 

 

О видении того, как можно развить предпринимательские способности, рассказала и Зинчик Наталья Сергеевна, начальник отдела приоритетных проектов и инноваций, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и инноваций Санкт-Петербургского государственного экономического университета:

 

«Когда мы говорим о развитии предпринимательства в стенах университета, мы акцентируем внимание на том, что мы не просто хотим давать навыки по созданию продукта и выводу его на рынок, а стремимся привить некую предпринимательскую ментальность, тип мышления, развить лидерские способности, которые далее трансформируются в развитие предпринимателя как личности». 

 

Образ предпринимателя в глазах россиян 

 

Каждый по-разному представляет себе образ предпринимателя, и у каждого к нему особенное отношение. Спикеры в ходе дискуссии рассказали о том, как видят предпринимателя в России. 

 

«Около двух лет назад Сколково проводило исследование про образ предпринимателя в России, и, как оказалось, многие видят предпринимателей как перекупщиков, покупающих “подешевле” и продающих “подороже”. Это невероятно плохая история для экономики нашей страны, поэтому на повестке — вопрос о формировании культуры предпринимателя», — рассказал Павел Аванян (EduNet).

 

Также мнением поделилась и Наталья Зинчик (СПбГЭУ):

 

«Позиционирование образа предпринимателя в нашей стране — это действительно проблема, так как большая часть старшего населения относится к предпринимателям негативно. Но ведь предприниматель — это человек, воплощающий свои идеи, рискующий и развивающий общество. Предпринимательство делает большой вклад в развитие экономики и культуры страны, и нашей задачей является помогать это развитие осуществлять и менять мнение, передающееся от старшего поколения». 

 

Про образ и «полезность» предпринимателя рассказала коллегам и слушателям также Гузенко Олеся Игоревна, доцент Института опережающих технологий «Школа Икс» Донского государственного технического университета, кандидат экономических наук: «Как говорил Йозеф Шумпетер, “предприниматель — это инноватор”. Тот, кто делает что-то новое или что-то новым способом. И это классическая концепция, которая абсолютно ложится на высшее образование любого направления. А экономика и финансовая грамотность студентам нужны, чтобы они могли не только создать что-то новое, но и привнести это в массы, а также за счет своей научной, инновационной деятельности заработать деньги». 

 

Также мнением поделился и Грабоздин Юрий Павлович, заведующий кафедрой экономики и экономической безопасности Cамарского государственного социально-педагогического университета, кандидат экономических наук, доцент:

 

«Если человек в рамках действующего закона умеет зарабатывать деньги, даже при условии того, что он, по сути, перекупщик, это все равно хорошо. Это тоже предприниматели. Они смогли обеспечить такие логистические цепочки и заключить такие договоры для параллельного импорта с партнерами из других стран, что благодаря им у нас сейчас есть многие товары, а это большой труд. Чем больше таких людей, готовых решать подобные задачи даже международного экономического масштаба, тем лучше». 

 

«Я считаю, что поддерживать надо любые бизнесы и стартапы любых масштабов, от масштабных прорывных до маленьких кофеен. У всех разная мотивация и разный полет фантазий. Поэтому мы должны поддерживать всех предпринимателей», — заключил эксперт. 

 

Финансовая грамотность населения — какая она? 

 

Финансовая грамотность разных групп населения значительно отличается по своему качеству. Эксперты поделились своими наблюдениями о том, какими знаниями и навыками в этой сфере обладают учащиеся университетов и не только. 

 

«В 2017 г. была принята “Стратегия повышения финансовой грамотности граждан России на 2017—2023 годы”, ориентированная на подростков и молодежь. В рамках этой стратегии школы при поддержке коммерческих банков и Минфина реализуют сейчас множество программ по финансовой грамотности. И в высшие учебные заведения ребята приходят с базовыми финансовыми знаниями, а вот с навыками (умениями осуществлять конкретные действия в финансовой сфере) дела обстоят хуже. Задача вуза — заполнить этот пробел, а также научить на базе знаний и навыков осуществлять финансовое планирование и продумывать финансовую стратегию своей дальнейшей жизни», — рассказала Олеся Гузенко (ДГТУ). 

 

Также своими наблюдениями о том, какую финансовую грамотность имеет часть населения, поделилась и Евстафьева Ирина Юрьевна, декан факультета экономики и финансов Санкт-Петербургского государственного экономического университета, кандидат экономических наук, доцент:

 

«Не так давно проходил круглый стол в рамках проекта петербургских дизайнеров, где обсуждались вопросы замещения ушедших иностранных производителей отечественными. 80 % присутствовавших были заинтересованы в вопросах финансового планирования, инвестициях, поисках источников финансирования. И это реальные предприниматели, которые пытаются выводить свои продукты, коллаборируют друг с другом и нуждаются в знаниях финансовой грамотности». 

 

Вузы и производство — союзники в финансах и производстве

 

Университеты воспитывают будущих специалистов, навыки которых, несомненно, интересны местным компаниям. О том, как взаимодействуют вузы и бизнес-сообщества, коллеги из мира науки также поговорили на встрече. 

 

На вопрос о том, ощущается ли учебными заведениями влияние малого бизнеса, ответила Шпилёва Анна Алексеевна, директор бизнес-инкубатора Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова:

 

«Конечно, мы ощущаем региональную специфику — у нас целых 15 филиалов с “центром притяжения” в Москве. В наших регионах проекты с интеграцией ученой и предпринимательской сферы уже рождаются, и мы стараемся их поддерживать. Хотя статистика показывает, что в регионах, например в Брянской области и Краснодарском крае (где у нас в том числе представлены филиалы), только на 700—800 человек есть лишь одно малое предприятие, в то время как в Москве — на 151 человека. Поэтому мы активно развиваем и поддерживаем стоящие проекты».

 

Мнением поделился также и Хаиров Бари Галимович, исполняющий обязанности ректора Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики: «Мы создали несколько направлений, в которых студенты нашего вуза начинают сотрудничать с различными предпринимателями. При этом каждый предприниматель должен понимать, что такое взаимодействие в первую очередь основывается на специфике университета и взаимоотдаче».

 

«Все участники этой схемы координат должны говорить на одном языке и понимать друг друга. Также важно делать во благо и видеть социально-культурную ценность в своем деле, а не слепо гнаться за рублем. Тогда все получится. Если мы будем на первый план выдвигать культурные, профессиональные и другие этические ценности, то будет получаться и все остальное», — добавил эксперт. 

 

О взаимодействии вузов и финансовых компаний также рассказала Ирина Евстафьева (СПбГЭУ): «Финансовые институты имеют свои программы и корпоративные университеты не только для сотрудников, но и для потребителей. Безусловно, финансовые институты заинтересованы в продаже своих продуктов, а также им интересны грамотные и рациональные клиенты. У нас существуют также занятия и мастер-классы, где люди получают знания в области финансовой грамотности для предпринимателя. А взаимоотношения и коллаборации с различными бизнес-инкубаторами помогают ребятам найти свой путь в бизнесе».

 

«Безусловно, есть запрос со стороны крупного и среднего бизнеса. Со стороны малого бизнеса он существенно меньше, так как любой желающий может открыть свой малый или микробизнес. Я считаю, что университет должен быть площадкой, на которой встречаются преподаватели, студенты, представители бизнеса и власти, чтобы коммуницировать, общаться с целью генерирования идей и формирования связей. Инициатива должна рождаться самостоятельно, без серьезного давления и насаждения со стороны вуза и преподавательского состава. Ведь это творческий процесс», — также поучаствовал в обсуждении вопроса и Юрий Грабоздин (СГСПУ). 

 

Программа «Стартап как диплом» 

 

Время не стоит на месте, а финансовая грамотность и бизнес-деятельность в вузах стремительно развиваются и набирают популярность, принося хорошие результаты. Открыть собственный стартап — новая возможность студентов защитить выпускную работу. 

 

О способах применения программы на практике рассказал Павел Аванян (EduNet):

 

«Вуз — это место для формирования компетенций у студентов. И когда мы говорим про стартап как диплом, то в результатах стоит отображать количество циклов проверки гипотез стартапа и ход их проверки. И затем обозначать не только TRL (готовность технологии), но и CRL (готовность клиента покупать), и MRL (готовность производить). Тогда результаты и процесс будут представлены намного прозрачнее и ценнее для комиссии, экспертов и других студенческих команд». 

 

Мнением поделилась и Анна Шпилёва (РЭУ им. Плеханова): «Мы реализуем направление “Стартап как диплом”, и, по положению, в команде может быть от двух до пяти человек с разными компетенциями и защищать дипломную работу. Это хорошее дополнение для студентов, где они могут объединяться и реализовывать свои навыки из разных сфер в развитии бизнес-проекта». 

 

Подобные дискуссии поднимают актуальные вопросы академического развития, содействуют обмену опытом и открывают перспективы сетевого взаимодействия между ведущими университетами страны.

 

Уже в конце марта пройдет онлайн-конференция «Режиссура цифрового курса». Вместе с экспертами мы обсудим, как создать идеальный курс для студента, используя современные практики и методики. Регистрация уже открыта.