Показать виджеты
Скрыть виджеты
Горячая линия
23 сентября 2023 активны на платформе
51 583 +94
Преподавателя
506 046 +1964
Студентов
99+
Нет новых уведомлений
Высокий уровень вовлечения представителей целевой аудитории является четким
12 декабря 2020
Высокий уровень вовлечения представителей целевой аудитории является четким
12 декабря 2020
Высокий уровень вовлечения представителей целевой аудитории является четким
12 декабря 2020

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

Что наша жизнь? Проект! Проектная деятельность как методика

Дата публикации
10 февраля 2023
Время на прочтение статьи
4 мин
Количество просмотров
1094

С 23 по 27 января проходила ХII Зимняя школа преподавателя «Гибкие навыки: компетенции новых ФГОС». В Школе участвовали свыше 4600 преподавателей и руководителей учебных заведений из России и зарубежных стран. Организатором конференции выступила Образовательная платформа «Юрайт».

В третий день Школы, руководители и эксперты из ведущих вузов России обсудили на дискуссии развитие проектной деятельности в современных университетах и ее значение для обучения студентов. 


 

Проектная деятельность: как работает и чем может быть полезна 

 

Проектная деятельность — та дисциплина, которая в наше время развивается стремительно и активно. Эксперты рассказали, какую пользу она в себе несет и как реализовывают ее на практике университеты. 

 

«Проект — невероятно интересная и индивидуальная деятельность, в которую включены все участники, заинтересованные в формировании компетенции наших студентов. Здесь нет никаких ограничений или сдерживающих механизмов. Мы должны быть постоянно в процессе готовности к развитию и совершенствованию проектов», — поделилась Реньш Марина Александровна, проректор по образовательной деятельности Российского государственного аграрного заочного университета. 

 

Также спикер добавила: «У нас в университете работает проектный офис. В течение одного специального дня, выделенного в неделе, студенты занимаются проектной деятельностью с преподавателями. Проекты бывают индивидуальными, групповыми, а также коллаборационными с преподавателями и работодателями. Есть проекты, которые выполняются на стыке разных направлений подготовки. Экономическая составляющая является обязательной в каждой проектной работе. Каждый наш проект изначально мультидисциплинарный». 

 

О реализации проектной деятельности в высших учебных заведениях рассказал и Василенко Юрий Валерьевич, первый проректор Альметьевского государственного нефтяного института:

 

«Тематика нашей проектной деятельности идет от общего к частному. На первом курсе у нас довольно широкая гамма тематик проектов на выбор, а к выпускному курсу она будет сужаться до профильности по направлению обучения. Обучающиеся выполняют проекты в группах от трех до пяти человек, чтобы реализовать командное взаимодействие и выявлять лидеров. Процесс интересный — поначалу мы с трудом в него заходили, но теперь нас уже не остановить». 

 

Эксперт также затронул вопрос о том, могут ли быть установлены у проектной деятельности рамки или ограничения: «На сегодняшний день мы не делаем ограничений для тематик проектов. Для первого курса, например, рамкой служит необходимость создания уникального продукта — ролик, программа, материал для лабораторной работы, проведение социологического исследования с обработкой результатов и т. д. Главное, чтобы этот продукт был уникальным». 

 

Вопрос также прокомментировала и Родионова Зинаида Валерьевна, проректор по учебной работе Новосибирского государственного университета экономики и управления, кандидат технических наук, доцент, сертифицированный специалист по управлению проектами IPMA C:

 

«Я считаю, что не нужно устанавливать какие-либо границы или рамки проектов. Проекты можно делать и в форме рефератов, и в ВКР. Это зависит от контекста и того, что мы туда закладываем». 

 

Проектная деятельность — прекрасное дополнение или помеха учебе? 

 

С введением в образовательную программу новой дисциплины возникает очевидный вопрос: не помешает ли она остальному учебному процессу студентов? В ходе дискуссии эксперты поделились собственным мнением. 

 

О грамотной подготовке к введению новой дисциплины рассказал Юрий Василенко (АГНИ): «Не все наши преподаватели были готовы к проектной работе, принуждения не было, все только на добровольной основе. Эти преподаватели — и мы вместе с ними — прошли курсы повышения квалификации, что позволило нам вести в последующем работу с единым понятийным аппаратом. Только после этого уже приступили к проектированию учебной проектной деятельности». 

 

В обсуждении поучаствовала и Кадакоева Галина Владимировна, доцент кафедры финансов и кредита Майкопского государственного технологического университета, кандидат экономических наук: «Таких опасений быть не должно.У нас проектный практикум реализуется на протяжении четырех семестров, к тому же мы ввели подготовительные дисциплины, которые “вооружают” студентов для работы. Мы также понимаем, что заставить студента заниматься проектом невозможно, поэтому отнесли проектную дисциплину к блоку дисциплин по выбору вариативной части учебных планов. И уже в первый год более 90 % учащихся самостоятельно показали желание изучать дисциплину и приступили к работе, которую в будущем смогут реализовать как диплом». 

 

«Многое зависит от корпоративной культуры университета. Если в университете продвигается идея о том, что soft skills важны для выпускника наравне с hard skills, то такой проблемы не возникнет, потому что преподаватели понимают, что проектная деятельность прокачивает soft skills лучше, чем что-либо», — также прокомментировала вопрос Зинаида Родионова (НГУЭУ). 

 

Преподаватель — руководитель или наставник? 

 

Для успешной реализации проектной деятельности в самом начале пути необходимо четко обозначить роль каждого участника. О том, как лучше это сделать, рассказали участники дискуссии. 

 

Мнением поделился Юрий Василенко (АГНИ):

 

 «Преподаватель не должен быть руководителем проекта и отвечать за него. Преподаватель должен быть наставником, который может со стороны подтолкнуть или подсказать, но ни в коем случае не вести проект». 

 

«В проектной деятельности мы видим преподавателя как наставника, консультанта и сопровождающего студента тьютора. Два раза в год мы проводим проектные сессии, где студенты защищают свои проекты в присутствии преподавателей, заказчиков, работодателей и других заинтересованных сторон», — приняла участие в обсуждении вопроса и Марина Реньш (РГАЗУ). 

 

О том, какая роль может быть определена для преподавателя, рассказала и Зинаида Родионова (НГУЭУ): «В нашем вузе реализована программа, при которой руководителем проекта выступает не преподаватель, а сам студент-лидер из группы. Преподаватель может только помочь, наставить или что-то объяснить. Это помогает разгрузить преподавателей, увеличить количество проектов и выявить лидеров среди студентов, позволив им самим оказаться в роли руководителя». 

 

«Роль руководителя проектной группы неоспоримо важна. От того, как руководитель поведет за собой, как заинтересует и вовлечет в работу, будет зависеть результат. Требования к руководителю проектной группы в итоге сводятся к его способностям организовать коллектив, разрешить конфликты, профессионально направить и так далее. Мы проводим для преподавателей курсы повышения квалификации, тренинги, реализуем методические школы», — поделилась мнением и Галина Кадакоева (МГТУ). 

 

Междисциплинарные проекты и навыки студентов 

 

Самый главный вопрос заключается в том, как сами студенты готовы к реализации проектов в рамках учебы. Об этом, а также о видении междисциплинарных проектов в целом рассказали эксперты в ходе дискуссии. 

 

«Первокурсники, как правило, не готовы к командной проектной деятельности и не совсем понимают, что это такое. Поэтому знакомить с этим нужно сразу как в теории, так и на практике. По нашей программе весь первый семестр преподаватель-наставник активно взаимодействует с командой студентов, погружая их в процесс и теоретически, и практически», — поделился мнением Юрий Василенко (АГНИ). 

 

«Междисциплинарная проектная деятельность — это высший пилотаж проектной работы. Это перспектива, к которой нам всем нужно стремиться. Мы у себя это в полной мере не реализовали», — также отметил эксперт. 

 

В обсуждении вопроса поучаствовала также и Галина Кадакоева (МГТУ): «Темы и задания проектов должны формировать все. Хотя большая роль в формулировании тем проекта отводится наставнику или руководителю проекта — как корабль назовешь, так он и поплывет. Нужно так упаковать проект, чтобы им заинтересовались и в дальнейшем нашли инвесторов. Но мы работаем и по темам, сформулированным работодателем. Также на проектные сессии мы приглашаем потенциальных партнеров, которые в последующем могли бы оказаться реальными партнерами». 


«Я считаю, что междисциплинарные проекты самые лучшие. Можно собрать студентов из разных областей, каждый из которых будет специалистом в своей деятельности и будет качественно выполнять свои обязанности. Однако это сложно для кафедр с точки зрения реализации. Поэтому в нашем вузе мы ввели кампусные дисциплины по развитию soft skills во все образовательные программы, где все студенты начальных курсов изучают ряд дисциплин большими потоками», — поделилась в заключение Зинаида Родионова (НГУЭУ).

 

Уже в конце марта пройдет онлайн-конференция «Режиссура цифрового курса». Вместе с экспертами мы обсудим, как создать идеальный курс для студента, используя современные практики и методики. Регистрация уже открыта.