Показать виджеты
Скрыть виджеты
Горячая линия
20 апреля 2024 активны на платформе
54 371 -50
Преподаватель
590 300 -516
Студентов
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

Что наша жизнь? Проект! Проектная деятельность как методика

Дата публикации
10 февраля 2023
Время на прочтение статьи
4 мин
Количество просмотров
1247

С 23 по 27 января проходила ХII Зимняя школа преподавателя «Гибкие навыки: компетенции новых ФГОС». В Школе участвовали свыше 4600 преподавателей и руководителей учебных заведений из России и зарубежных стран. Организатором конференции выступила Образовательная платформа «Юрайт».

В третий день Школы, руководители и эксперты из ведущих вузов России обсудили на дискуссии развитие проектной деятельности в современных университетах и ее значение для обучения студентов. 


 

Проектная деятельность: как работает и чем может быть полезна 

 

Проектная деятельность — та дисциплина, которая в наше время развивается стремительно и активно. Эксперты рассказали, какую пользу она в себе несет и как реализовывают ее на практике университеты. 

 

«Проект — невероятно интересная и индивидуальная деятельность, в которую включены все участники, заинтересованные в формировании компетенции наших студентов. Здесь нет никаких ограничений или сдерживающих механизмов. Мы должны быть постоянно в процессе готовности к развитию и совершенствованию проектов», — поделилась Реньш Марина Александровна, проректор по образовательной деятельности Российского государственного аграрного заочного университета. 

 

Также спикер добавила: «У нас в университете работает проектный офис. В течение одного специального дня, выделенного в неделе, студенты занимаются проектной деятельностью с преподавателями. Проекты бывают индивидуальными, групповыми, а также коллаборационными с преподавателями и работодателями. Есть проекты, которые выполняются на стыке разных направлений подготовки. Экономическая составляющая является обязательной в каждой проектной работе. Каждый наш проект изначально мультидисциплинарный». 

 

О реализации проектной деятельности в высших учебных заведениях рассказал и Василенко Юрий Валерьевич, первый проректор Альметьевского государственного нефтяного института:

 

«Тематика нашей проектной деятельности идет от общего к частному. На первом курсе у нас довольно широкая гамма тематик проектов на выбор, а к выпускному курсу она будет сужаться до профильности по направлению обучения. Обучающиеся выполняют проекты в группах от трех до пяти человек, чтобы реализовать командное взаимодействие и выявлять лидеров. Процесс интересный — поначалу мы с трудом в него заходили, но теперь нас уже не остановить». 

 

Эксперт также затронул вопрос о том, могут ли быть установлены у проектной деятельности рамки или ограничения: «На сегодняшний день мы не делаем ограничений для тематик проектов. Для первого курса, например, рамкой служит необходимость создания уникального продукта — ролик, программа, материал для лабораторной работы, проведение социологического исследования с обработкой результатов и т. д. Главное, чтобы этот продукт был уникальным». 

 

Вопрос также прокомментировала и Родионова Зинаида Валерьевна, проректор по учебной работе Новосибирского государственного университета экономики и управления, кандидат технических наук, доцент, сертифицированный специалист по управлению проектами IPMA C:

 

«Я считаю, что не нужно устанавливать какие-либо границы или рамки проектов. Проекты можно делать и в форме рефератов, и в ВКР. Это зависит от контекста и того, что мы туда закладываем». 

 

Проектная деятельность — прекрасное дополнение или помеха учебе? 

 

С введением в образовательную программу новой дисциплины возникает очевидный вопрос: не помешает ли она остальному учебному процессу студентов? В ходе дискуссии эксперты поделились собственным мнением. 

 

О грамотной подготовке к введению новой дисциплины рассказал Юрий Василенко (АГНИ): «Не все наши преподаватели были готовы к проектной работе, принуждения не было, все только на добровольной основе. Эти преподаватели — и мы вместе с ними — прошли курсы повышения квалификации, что позволило нам вести в последующем работу с единым понятийным аппаратом. Только после этого уже приступили к проектированию учебной проектной деятельности». 

 

В обсуждении поучаствовала и Кадакоева Галина Владимировна, доцент кафедры финансов и кредита Майкопского государственного технологического университета, кандидат экономических наук: «Таких опасений быть не должно.У нас проектный практикум реализуется на протяжении четырех семестров, к тому же мы ввели подготовительные дисциплины, которые “вооружают” студентов для работы. Мы также понимаем, что заставить студента заниматься проектом невозможно, поэтому отнесли проектную дисциплину к блоку дисциплин по выбору вариативной части учебных планов. И уже в первый год более 90 % учащихся самостоятельно показали желание изучать дисциплину и приступили к работе, которую в будущем смогут реализовать как диплом». 

 

«Многое зависит от корпоративной культуры университета. Если в университете продвигается идея о том, что soft skills важны для выпускника наравне с hard skills, то такой проблемы не возникнет, потому что преподаватели понимают, что проектная деятельность прокачивает soft skills лучше, чем что-либо», — также прокомментировала вопрос Зинаида Родионова (НГУЭУ). 

 

Преподаватель — руководитель или наставник? 

 

Для успешной реализации проектной деятельности в самом начале пути необходимо четко обозначить роль каждого участника. О том, как лучше это сделать, рассказали участники дискуссии. 

 

Мнением поделился Юрий Василенко (АГНИ):

 

 «Преподаватель не должен быть руководителем проекта и отвечать за него. Преподаватель должен быть наставником, который может со стороны подтолкнуть или подсказать, но ни в коем случае не вести проект». 

 

«В проектной деятельности мы видим преподавателя как наставника, консультанта и сопровождающего студента тьютора. Два раза в год мы проводим проектные сессии, где студенты защищают свои проекты в присутствии преподавателей, заказчиков, работодателей и других заинтересованных сторон», — приняла участие в обсуждении вопроса и Марина Реньш (РГАЗУ). 

 

О том, какая роль может быть определена для преподавателя, рассказала и Зинаида Родионова (НГУЭУ): «В нашем вузе реализована программа, при которой руководителем проекта выступает не преподаватель, а сам студент-лидер из группы. Преподаватель может только помочь, наставить или что-то объяснить. Это помогает разгрузить преподавателей, увеличить количество проектов и выявить лидеров среди студентов, позволив им самим оказаться в роли руководителя». 

 

«Роль руководителя проектной группы неоспоримо важна. От того, как руководитель поведет за собой, как заинтересует и вовлечет в работу, будет зависеть результат. Требования к руководителю проектной группы в итоге сводятся к его способностям организовать коллектив, разрешить конфликты, профессионально направить и так далее. Мы проводим для преподавателей курсы повышения квалификации, тренинги, реализуем методические школы», — поделилась мнением и Галина Кадакоева (МГТУ). 

 

Междисциплинарные проекты и навыки студентов 

 

Самый главный вопрос заключается в том, как сами студенты готовы к реализации проектов в рамках учебы. Об этом, а также о видении междисциплинарных проектов в целом рассказали эксперты в ходе дискуссии. 

 

«Первокурсники, как правило, не готовы к командной проектной деятельности и не совсем понимают, что это такое. Поэтому знакомить с этим нужно сразу как в теории, так и на практике. По нашей программе весь первый семестр преподаватель-наставник активно взаимодействует с командой студентов, погружая их в процесс и теоретически, и практически», — поделился мнением Юрий Василенко (АГНИ). 

 

«Междисциплинарная проектная деятельность — это высший пилотаж проектной работы. Это перспектива, к которой нам всем нужно стремиться. Мы у себя это в полной мере не реализовали», — также отметил эксперт. 

 

В обсуждении вопроса поучаствовала также и Галина Кадакоева (МГТУ): «Темы и задания проектов должны формировать все. Хотя большая роль в формулировании тем проекта отводится наставнику или руководителю проекта — как корабль назовешь, так он и поплывет. Нужно так упаковать проект, чтобы им заинтересовались и в дальнейшем нашли инвесторов. Но мы работаем и по темам, сформулированным работодателем. Также на проектные сессии мы приглашаем потенциальных партнеров, которые в последующем могли бы оказаться реальными партнерами». 


«Я считаю, что междисциплинарные проекты самые лучшие. Можно собрать студентов из разных областей, каждый из которых будет специалистом в своей деятельности и будет качественно выполнять свои обязанности. Однако это сложно для кафедр с точки зрения реализации. Поэтому в нашем вузе мы ввели кампусные дисциплины по развитию soft skills во все образовательные программы, где все студенты начальных курсов изучают ряд дисциплин большими потоками», — поделилась в заключение Зинаида Родионова (НГУЭУ).

 

Уже в конце марта пройдет онлайн-конференция «Режиссура цифрового курса». Вместе с экспертами мы обсудим, как создать идеальный курс для студента, используя современные практики и методики. Регистрация уже открыта.