28 сентября проректоры ведущих университетов выступили на дискуссии «Проектирование образовательных программ по компетенциям», проходившей в рамках онлайн-конференции «Компетентностный подход в университетах и колледжах: от теории к реализации». Эксперты обсудили вопросы формирования банка оценочных средств, процедуры проведения и проверки работы.
Какие сложности возникают в проектировании?
Проректор по учебно-методической работе и качеству образования Самарского государственного социально-педагогического университета Наталья Кислова рассказала об остром дефиците кадров в сфере – для качественного проектирования программы необходим высокий уровень профессионализма: «Проектировщиков образовательных результатов в академической среде не хватает… Проектирование образовательных программ — сложный процесс, который требует высокой квалификации».
Также спикер поделилась мнением, что принципы компетентностного подхода в образовании не всегда понятны абитуриентам и их представителям, поэтому нередко возникают сложности в процессе коммуникации: «Необходимо говорить абитуриенту и родителю на их языке, какие функции будет выполнять выпускник».
Проректор по учебной работе Московского городского педагогического университета Дмитрий Агранат также отметил некоторые сложности, возникающие в общении со студентами: «Проблема в том, что часто мы не можем объяснить студентам, чему хотим их научить».
В чем секрет успеха?
Заместитель начальника учебно-методического управления Санкт-Петербургского государственного морского технического университета Анастасия Семено поделилась опытом взаимодействия коллектива педагогов с методистами, что положительно сказывается на качестве образовательной программы: «Мы помогаем и объясняем преподавателям, как правильно выстраивать дисциплину по компетентностному подходу».
Дмитрий Агранат согласился с тезисом Анастасии Семено – спикер считает необходимым проведение качественной комплексной работы с сотрудниками университета, участвующими в реализации конкретных дисциплин: «Надо работать с тем коллективом, который есть, нужно объяснять и вырабатывать общую повестку… Людям нужно дать полномочия, деньги, освободить от документальной рутины».
Проректор по учебно-методической работе Института современного искусства Елена Каминская также отметила необходимость тесного сотрудничества преподавателей и методистов. По мнению спикера, такой подход должен привести педагогов и студентов к поставленным целям: «Взаимосвязь между методуправлением и выпускающими кафедрами должна дать нужный результат по формированию компетенций у выпускника».
Начальник управления образовательной деятельностью Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого Наталья Федотова особое внимание уделила управлению программой. «Именно руководитель образовательной программы должен выступать ее инициатором и идеологом, разрабатывать компетентностную модель выпускника, подбирать кадры» – рассказала эксперт. Эксперт также пояснила, почему считает необходимым постоянно усовершенствовать программу: «Актуализация позволяет продлить жизненный цикл программы».
Наталья Кислова также подчеркивает важность руководителя: «Программе повезло, если ее руководитель знает рынок труда, умеет читать профстандарты, понимает образовательные результаты».
Важный аспект любой программы – анализ результатов, которых удалось добиться за время обучения. Дмитрий Агранат высказал мнение, как именно должны оценивать студентов, чтобы картина стала наиболее показательной: «Необходимо создавать оценку образовательных результатов независимо от тех, кто работал в модуле».
Елена Каминская особое внимание уделила необходимости привлекать к проектированию потенциальных работодателей: «Очень показательна ГИА, когда работодатели приходят и дают оценку компетенциям выпускников».
Анастасия Семено подчеркнула, что важно думать о целевой аудитории продукта и составлять программы с опорой на ее запрос: «Мы не должны забывать о студентах, что им интересно: продукт мы делаем для них».
Наталья Кислова рассказала, что она считает основным в проектировании подобной программы: «Главная составляющая компетентностного подхода — понимать, что ты будешь делать, к какой деятельности тебя готовят».
Какая траектория развития?
В ходе дискуссии эксперты поделились с основными трендами а также, своим отношением к происходящим переменам.
Дмитрий Агранат отметил, что сегодня программы проектируются под конкретный желаемый результат, а также поделился своим взглядом на такую тенденцию: «Сегодня в центр поставлен образовательный результат, под него подбираются дисциплины и практики, дальше ищем преподавателей, которые могут их читать». «Проектировать программу от результата — это прежде всего расти самим в профессиональном мастерстве» – добавил эксперт.
Наталья Фетодова подчеркнула: программы сегодня нужно составлять с учетом того, что выпускники должны быть востребованы на рынке труда. «Мы понимаем образовательную программу как продукт, чтобы повысить эффективность ее реализации, и сделать максимально востребованными ее выпускников для работодателя» – дополнила ответ спикер.
Елена Каминская высказала мнение о результатах обучения и подчеркнула, что специалисты в сфере образования планируют только улучшать работу в рамках компетентностного подхода: «Раз мы уже работаем в рамках компетентностного подхода, имеет смысл продолжать».
Компетентностный подход в образовании призван сформировать у будущего специалиста все необходимые навыки для успешного трудоустройства. И, хотя сегодня возникают трудности в реализации такой методики, в перспективе их можно решить.