Показать виджеты
Скрыть виджеты
Горячая линия
23 апреля 2024 активны на платформе
54 241 +6
Преподаватель
589 474 +391
Студента
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

Кто отпустит с предприятия главного эксперта: какие вызовы ставит перед колледжами демонстрационный экзамен

Дата публикации
21 апреля 2023
Время на прочтение статьи
5 мин
Количество просмотров
1863

19 апреля в Юрайт.Академии состоялась дискуссия «Демонстрационный экзамен: проверка компетенций и оценка качества программ». Мероприятие прошло в рамках Всероссийской онлайн-конференции «Интерактивное оценивание и качество образования». Эксперты обсудили изменения в процедуре проведения демонстрационного экзамена, возникающие трудности и процесс подготовки студентов. 

 

В рамках демонстрационного экзамена студенты попадают в реальные производственные условия и решают необходимые профессиональные задачи, подтверждая уровень знаний, умений и навыков. Такая форма итоговой аттестации позволяет потенциальным работодателям оценить уровень готовности выпускника к работе на производстве. Однако демонстрационный экзамен нередко становится темой обсуждения в среде педагогов и руководителей образовательных учреждений. 

 

Согласно «Мониторингу экономики образования» (НИУ ВШЭ, 2021 г.), большинство преподавателей убеждены, что демонстрационный экзамен – механизм, который позволит сделать процедуру оценивания компетенций студентов более объективной и совершенной. 77% опрошенных выступили «за». При этом почти 18% высказались негативно о демонстрационном экзамене как об инструменте проверки результатов обучения. Постараемся разобраться, что именно влияет на отношение специалистов СПО к подобной форме итоговой аттестации и какие возникают проблемы во время подготовки к ее проведению. 

 

Мы начинаем готовить студентов с первого курса

 

Демонстрационный экзамен – стрессовая и дискомфортная ситуация для студентов, ведь им необходимо выполнять задания под пристальным взглядом незнакомых специалистов из других организаций и потенциальных работодателей. В ходе дискуссии эксперты обсудили, как подготовить обучающихся и снизить уровень тревоги во время итоговой проверки компетенций. 

 

Председатель государственной экзаменационной комиссии по профессии «Автомеханик», эксперт демонстрационного экзамена по стандартам WSR Павел Бараков поделился опытом проведения текущего контроля знаний обучающихся с привлечением элементов итогового контроля. По словам спикера, такая практика позволяет студентам чувствовать себя более уверенно на основном экзамене: «Система промежуточных аттестаций, подобная демонстрационному экзамену, кажется мне эффективной. Например, мы проводим такие проверки по теории вождения, и у нас есть отлаженная система. Наша цель – студенты, сдающие экзамен в ГИБДД с первого раза и без ошибок тестовую часть. Мы несколько раз погружаем студента в экзаменационные условия, и постепенно ситуация перестает быть для него дискомфортной, становится привычной. И такой обучающийся с большей вероятностью сдаст экзамен с первого раза». 

 

Директор колледжа Астраханского государственного университета им. В. Н. Татищева Светлана Куняшова также убеждена, что экзаменационные условия должны стать привычными для студентов, и тогда они смогут проявить себя максимально хорошо в нужный момент:  «Подготовка обучающихся к демонстрационному экзамену должна начинаться со второго курса, когда освоены все общеобразовательные дисциплины. Один из механизмов подготовки – проведение промежуточных аттестаций в форме демонстрационного экзамена. Это позволит обучающимся привыкнуть к особенностям процедуры проверки и, как следствие, снизит уровень стресса для студентов». 

 

Заместитель директора по практической подготовке Поволжского государственного колледжа Наталья Клубкова отметила, что преподаватели заранее знакомят студентов с условиями и правилами проведения демонстрационного экзамена: «Мы начинаем готовить студентов к формату проверки с первого курса. У нас работают технические кружки по компетенциям, в рамках которых мы проводим оценивание “по мотивам” демонстрационного экзамена с приглашением сторонних экспертов. Студенты знакомятся с заданиями, привыкают к тому, что их оценивают незнакомые люди. Это позволяет снизить уровень стресса в день экзамена».

 

Заместитель директора колледжа по учебно-методической работе Подмосковного колледжа «Энергия» Алексей Кириллов высказался против проведения текущего контроля в формате итоговой проверки. Дело в том, что, по мнению спикера, неразумно проводить такую энергозатратную процедуру без острой нужды: «Я против тотального проведения промежуточной аттестации в виде демонстрационного экзамена. На мой взгляд, это нерациональное отвлечение очень значительных ресурсов колледжа, требующее привлечения большого количества кадров. Можно провести проверку с внедрением некоторых элементов демэкзамена, но без следования регламенту демонстрационного экзамена». 

 

Большая проблема с поиском экспертов

 

Организация демонстрационного экзамена – сложный, комплексный процесс, в ходе которого у специалистов колледжей возникают различные проблемы. Спикеры обсудили, какие задачи перед ними стоят и постарались совместно найти ответы на актуальные вопросы. 

 

В этом году в регламент проведения демонстрационного экзамена были внесены существенные изменения, бросившие новые вызовы руководителям колледжей. Павел Бараков рассказал о самых значительных переменах: «Главное изменение в процедуре проведения демонстрационного экзамена коснулось состава экспертов. Дело в том, что в этом году весь состав проверяющих необходимо привлекать только из сторонних организаций, главный эксперт должен быть привлечен ИЗ ДРУГОЙ ОРГАНИЗАЦИИ».

 

Начальник отдела организации демонстрационного экзамена колледжа Астраханского государственного университета им. В. Н. Татищева Ирина Храмцова отметила, что на данный момент поиск главного эксперта для проведения итоговой проверки – ключевая проблема для руководства колледжа: «В этом году перед нами встал очень серьезный вопрос – на демонстрационном экзамене в роли главного эксперта должен выступать человек-практик из отрасли. Но здесь сразу возникает проблема – кто отпустит с предприятия главного эксперта почти на неделю? Пока мы не придумали, как справиться с данной задачей». 

 

Наталья Клубкова (ПГК) подчеркнула, что колледжам охотно помогают выпускники – они обладают достаточными опытом и компетенциями и выступить в роли экспертов: «Традиционно большая проблема с поиском экспертов. Дело в том, что данная ситуация зависит от предприятий – кто отпустит сотрудника на несколько дней с работы? кто оплатит ему рабочие дни, которые он провел в колледже? Возникает очень много вопросов. Для нас очень серьезным подспорьем стали наши выпускники, которые работают по специальности и имеют опыт сдачи демонстрационного экзамена». 

 

Алексей Кириллов («Энергия») согласился с тем, что поиск экспертов – действительно очень сложная задача, но спикер призвал не отчаиваться и предложил способ решения: «Проблему с поиском экспертов можно попробовать решить в рамках сетевых договоров. Преподаватели учебных заведений могут выступать в качестве экспертов у своих партнеров, и это значительно облегчает жизнь колледжей. Однако нужно убедиться, что такое условие прописано в сетевом договоре».

 

Спикеры также поделились тем, что в колледжах случаются и технические проблемы – не всегда есть оснащение, достаточное для качественной подготовки студентов к демонстрационному экзамену в стенах собственного колледжа. 

 

Наталья Клубкова (ПГК) рассказала, что образовательные организации, сотрудничая друг с другом, обеспечивают студентов площадкой для подготовки к итоговой проверке компетенций: «Даже если есть некоторые трудности, связанные с техническим оснащением, и нам не хватает специального оборудования, чтобы подготовить студентов к демонстрационному экзамену, а также провести его на собственной площадке, то в такой ситуации обучающимся приходится осваивать навыки на производственной практике и в рамках сетевого взаимодействия. Мы организуем для них интенсивную подготовку на площадке другого колледжа».

 

Алексей Кириллов («Энергия») поддержал Наталью Клубкову и высказал позицию, что сегодня дефицит технического оснащения можно легко обойти: «Есть проблема, связанная с техническим оснащением образовательных организаций. Не всегда у колледжа есть то оборудование, которое требуется для проведения демонстрационного экзамена на собственной площадке. Такие ситуации решаются исключительно сетевым взаимодействием»

 

Демонстрационный экзамен можно и нужно внедрять в вузах

 

Эксперты обсудили, каким видят дальнейшее развитие демонстрационного экзамена, каковы перспективы его внедрения в различных образовательных организациях и как улучшить систему оценивания компетенций студентов. 

 

Светлана Куняшова (АГУ) высказала мнение, что вузы также могут включать в программу демонстрационный экзамен, чтобы проверить, как студенты конкретных направлений освоили практические навыки: «Мне кажется, что демонстрационный экзамен можно и нужно внедрять во многих направлениях подготовки высшего образования. Главное то, в какой форме данная проверка будет реализована. И если процедура не будет обязательной, как для СПО, то вузы сами смогут внедрять максимально комфортные и подходящие для себя решения». 

 

Ирина Храмцова (АГУ) дополнила ответ Светланы Куняшовой и подчеркнула, что различные элементы демонстрационного экзамена можно включать и на программах дополнительного образования, ведь многие направления подготовки предполагают получение практических компетенций: «Различные курсы повышения квалификации или профессиональной переподготовки также направлены на получение конкретных практических навыков. Именно поэтому на большинстве программ можно провести демонстрационный экзамен или организовать проверку с его элементами». 

 

Специалисты в сфере образования уделяют много внимания совершенствованию процедуры оценивания студентов. Подводя итоги встречи, Павел Бараков подчеркнул, что необходимо стремиться к наиболее объективной форме оценки, чтобы обучающиеся достигали лучших результатов в процессе обучения: «В системе образования или в отрасли должен быть орган, который будет заниматься независимой оценкой компетенций и знаний выпускников. Учебные заведения должны проверять качество знаний и компетенций бывших студентов на основе информации данного органа по факту производственных экзаменов. Необходимо наблюдать за тем, как студенты проходят различные проверки при трудоустройстве, анализировать их сильные и слабые стороны, а затем улучшать техническое оснащение, корректировать учебные планы в соответствии с требованиями промышленности».

 

Преподаватели и руководители колледжей хоть и сталкиваются с проблемами во время проведения демонстрационного экзамена, но с оптимизмом смотрят в будущее и настроены оптимизировать решение задач внутри своих учебных заведений.