30 июня в Юрайт.Академии в рамках XIII Летней школы преподавателя прошла онлайн-дискуссия «Непрерывное обучение: совершенствование педагога в своей профессии», на которой эксперты обсудили новые компетенции преподавателя, а также взаимное обучение, наставничество и обмен опытом в педагогическом коллективе. Более 1000 слушателей следили за бурным обсуждением темы!
Нужна координация с реальным сектором
В сфере образования сегодня многое меняется – преподавателям постоянно необходимо получать новые навыки и компетенции, чтобы соответствовать современным требованиям и обеспечивать действительно высокий уровень качества образования. Эксперты обсудили, как преподавателям не приостанавливаться в профессиональном развитии даже в условиях высокой нагрузки.
Заведующий кафедрой образования и педагогических наук Южного федерального университета, доктор педагогических наук, профессор Александр Бермус подчеркнул, что современное образование находится на стадии перехода от одной концепции к другой, и это приводит к их столкновению: «Сегодня мы сталкиваемся с противоречием нашей традиционной системы образования, в основе которой лежит процесс передачи знаний, и обучением, которое базируется на дизайне реального продукта, который будет иметь реальную товарную стоимость».
Эксперт по цифровым инструментам обучения, корпоративный тренер компании Center-Game Анна Бабина отметила, что сегодня университету важно правильно выстраивать коммуникацию с потенциальным работодателем: «Сегодня важно обращать внимание на конструкт компетенций. Работодатель хочет понимать, какой продукт может создать выпускник. А в образовательной организации упор на знания, умения и навыки. На мой взгляд, университетам нужна координация с реальным сектором, тогда студент получит максимум пользы».
Александр Бермус (ЮФУ) убежден, что учебные заведения и индустриальные партнеры должны выстраивать совместную систему, формировать свод необходимых студентам компетенций и навыков общими усилиями – в таком случае обучение будет эффективным: «Продуктовая логика – основа компетентностного подхода, но, к сожалению, мы ее не придерживаемся в ходе реализации образовательных программ. На мой взгляд, ключевой вопрос заключается в том, насколько руководство учебных заведений, преподаватели, работодатели готовы совместными усилиями вырабатывать единые стандарты и требования».
В системе много противоречивых требований
Эксперты рассказали, как стоит поддерживать преподавателей в процессе адаптации ко всем происходящим переменам.
В современном мире активно развиваются технологии, полезные для профессиональной деятельности преподавателя, однако педагоги нуждаются в помощи для их освоения. «Было бы хорошо, если бы вузы не просто направляли преподавателей на курсы повышения квалификации, а информировали их о возможностях и оставляли свободу выбора. Например, сегодня актуально проводить мастер-классы для педагогов, на которых они могут научиться пользоваться инструментами на базе искусственного интеллекта», – отметила Анна Бабина (Center-Game).
Александр Бермус (ЮФУ) подчеркнул, что эффективно организовать работу и управление учебного заведения можно только в том случае, если все участники образовательного процесса понимают его смысл: «Чем чаще руководители и преподаватели будут задавать себе вопрос, зачем происходит тот или иной процесс, в чем его смысл, тем более осмысленно и грамотно будет выстраиваться политика университета. Ведь часто бывает так, что ответа на эти вопросы нет – в таком случае педагогам действительно сложно справляться со всеми существующими внутри системы противоречиями».
Подводя итоги дискуссии, Анна Бабина (Center-Game) пожелала преподавателям не забывать заботиться о себе: «Сегодня в системе много противоречивых требований, и преподавателю приходится находиться между ними. Я желаю педагогам думать о себе, помнить, что вы личность, у которой есть необходимость жить, развиваться, заниматься хобби».