Показать виджеты
Скрыть виджеты
20 ноября 2024 активны на платформе
52 518 +21
Преподавателей
646 764 +1039
Студента
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

Что может стать серьезным ударом по репутации ученого? Эксперты – о публикационной активности преподавателей

Дата публикации
16 октября 2023
Время на прочтение статьи
4 мин
Количество просмотров
3369

27 сентября в Юрайт.Академии состоялась онлайн-конференция «Цифровой учебный контент: создание, выбор, апробация». В ходе дискуссии «Ни дня без строчки? Публикационная активность преподавателей» эксперты обсудили важность научной деятельности для университета, качественные и «мусорные» журналы, а также дали советы молодым ученым. 

 

Старшие коллеги приглашают молодых заполнить «белые пятна» в науке

 

В современном образовательном процессе публикационная активность преподавателей играет одну из ключевых ролей. Таким образом педагоги делятся научными открытиями и достижениями, участвуют в научных дискуссиях и обогащают образовательную среду. Кроме того, такой ценный вклад в академическое сообщество повышает репутацию университета, привлекая внимание ученых и студентов. Эксперты обсудили значимость публикационной активности, ее влияние на развитие образования и способы поддержки педагогов в данном процессе. 

 

Проректор по научной работе и инновациям Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления Дмитрий Шалбуев рассказал, каковы главные преимущества публикационной активности для университета и академического сообщества в целом: «Публикационная активность – важнейший показатель, который определяет роль, направление и актуальность научных исследований. Благодаря публикациям мы представляем научному миру основные аспекты своей исследовательской деятельности, транслируем результаты. Таким образом, нам удается привлекать студентов и аспирантов в научные школы, находить партнеров для дальнейшего роста и развития». 

 

Заместитель проректора по научной и инновационной работе Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации имени Главного маршала авиации А. А. Новикова Татьяна Бендюкова поделилась, как удается вовлекать педагогов и мотивировать их на повышение публикационной активности: «В университете разработан локальный акт, фиксирующий в индивидуальном плане преподавателя число и уровень статей, которые должны быть подготовлены и опубликованы в течение учебного года. Кроме того, существует система эффективного контракта, поощряющая преподавателей, публикующих результаты своих научных исследований. Но надо отметить, что для получения дополнительных выплат по эффективному контракту, необходимо выполнить обязательные позиции индивидуального плана преподавателя».

 

Молодые ученые – важная часть сообщества, у них впереди много открытий, достижений и публикаций. Для научного развития им необходимо понимать научный контекст. «Публикационная активность крайне важна и для молодых ученых. Им только предстоит определить актуальные и востребованные направления исследования, и эту информацию они могут получить в первую очередь из публикаций других авторов. Таким образом, старшие коллеги приглашают молодых заполнить “белые пятна” в науке», – дополнила ответ Татьяна Бендюкова (СПбГУ ГА).

 

 Молодые люди хотят видеть быстрый результат

 

Сегодня молодые люди довольно сложно вовлекаются в научную деятельность. Эксперты рассказали, как эффективно выстраивать взаимодействие со студентами в данном направлении.

 

Проректор по научной работе Томского государственного педагогического университета Елена Полева отметила, что работа над одним проектом с более зрелыми и опытными учеными благоприятно влияет на уровень вовлеченности молодых ученых: «Современное поколение тяжело включается в исследовательскую деятельность, ведь молодые люди хотят видеть быстрый результат. Вовлечение студентов в науку продуктивно через систему внутренних грантов. При этом, на мой взгляд, к положительному результату приводит организация смешанных коллективов (авторитетных и начинающих ученых). По условиям нашего внутривузовского конкурса молодые ученые составляют не менее половины коллектива. Их постоянное взаимодействие со старшими и опытными коллегами формирует преемственность, и они начинают проявлять устойчивый интерес к деятельности такого рода».

 

Дмитрий Шалбуев (ВСГУТУ) поделился, что в университете проходит специальный семинар для молодых ученых, посвященный работе над научными статьями: «Мы проводим с молодыми учеными сессию “Моя первая статья”. Приглашаем ведущих ученых и профессоров, и они рассказывают ребятам о правильной работе над научным материалом, выборе подходящего журнала и других тонкостях. Мы направляем студентов, чтобы в дальнейшем они могли выйти на более высокий уровень».

 

В научной деятельности очень важна репутация ученого, именно поэтому многие этические нормы и правила необходимо объяснять в начале пути. В таком случае занятие наукой будет приносить пользу молодому человеку, а уровень вовлеченности будет повышаться. «На мой взгляд, было бы разумно вводить курс по академическому письму в программы высшего образования. Так мы сможем на самом раннем этапе формировать у будущих ученых представление о нормах академической этики, регламентирующих процедуру научных публикаций. В ином случае мы не можем ожидать от молодых ученых соблюдения таких норм», – подчеркнула заведующая отделом информационно-библиографического сопровождения учебной и научной деятельности Библиотеки Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина, выпускающий редактор журнала Kutafin Law Review (Scopus) Наталья Головина

 

Публикации с множеством авторов – вынужденная мера

 

Эксперты рассказали о проблемах, с которыми сталкиваются молодые ученые и опытные преподаватели в процессе подготовки научных статей. 

 

Елена Полева (ТГПУ) отметила, что сегодня в огромном разнообразии научных журналов ученые не всегда могут выбрать действительно престижный и качественный: «К сожалению, не всем молодым ученым и преподавателям очевидно, что научные журналы различаются своим статусом, репутацией в научном сообществе. Необходимо проводить просветительскую работу, чтобы преподаватели осмысленно выстраивали свою публикационную стратегию. Иначе издание статьи в “низкопробном” научном журнале может стать серьезным ударом по репутации ученого». 

 

На подобную проблему обратила внимание и Татьяна Бендюкова (СПбГУ ГА). Спикер рассказала, что некоторые современные журналы могут публиковать материалы, ранее получившие отрицательные комментарии: «Нам предстоит научиться публиковать действительно качественные статьи, ведь на страницах некоторых изданий можно найти материалы крайне низкого уровня. Вероятно, проблема заключается в том, что нет единой системы требований, которых бы все придерживались. Сегодня редакция одного журнала может написать отрицательную рецензию на статью, а другая – публикует этот же материал».

 

Наталья Головина (МГЮА) подчеркнула, что сегодня педагоги нередко сталкиваются с нехваткой времени на подготовку хорошей статьи: «Важно помнить, что качественный материал требует очень много времени на подготовку. Даже заслуженным и опытным ученым не хватает часов в сутках для подготовки действительно качественной рукописи. Именно поэтому многие оказываются перед выбором: выполнить требуемый план или план не выполнить, но написать действительно качественную статью».

 

Кроме того, во многих сферах научного знания часто возникают вопросы к статьям с множеством автором, например, как определить вклад каждого ученого в материал и многие другие. Дмитрий Шалбуев (ВСГУТУ) объяснил, почему в современной научной деятельности такой тренд распространяется все больше: «Сегодня публикации, над которыми работали множество авторов, – вынужденная мера. Дело в том, что коллективы решают комплексные задачи на междисциплинарном поле, и небольшая команда может не справиться. Например, сейчас мы проводим исследование, в которое вовлечены представители нескольких факультетов, и они рассматривают абсолютно разные аспекты темы».

 

Надеюсь, в ближайшее время мир науки вновь станет открытым

 

Подводя итоги дискуссии, эксперты предположили, каким будет развитие науки. 

 

Наталья Головина (МГЮА):  «Я думаю, что научная сфера постепенно будет приходить и уже приходит к другим формам подачи научно значимой информации. Современная наука не может оставаться в рамках классической, традиционной, исключительно текстовой формы. Данной сфере тоже необходимо становиться интерактивной и визуализированной».

 

Елена Полева (ТГПУ): «Я надеюсь, что в ближайшее время мир науки вновь станет открытым и готовым к диалогу, ведь это очень важно. Наука развивается, когда ученые могут делиться друг с другом своими открытиями и результатами, в какой-то степени конкурировать друг с другом». 

 

Юрайт.Академия продолжает следить за вопросами сферы образования и искать ответы вместе с представителями ведущих учебных заведений страны! 


Совсем скоро, 25 октября, состоится III Всероссийская конференция «Методика подготовки интерактивного занятия»! Будем обсуждать преимущества и ограничения интерактивных занятий, педагогическое мастерство, апробация методик и многое-многое другое! Присоединяйтесь по ссылке.