18 октября в Юрайт.Академии состоялась онлайн-дискуссия «Дополнительные конкурентные преимущества: цифровые кафедры в российских университетах». Эксперты обсудили организацию, форматы и преимущества дополнительных программ переподготовки ИТ-профиля.
В проект «Цифровые кафедры» вовлечены более 110 университетов по всей России. Участие в программе позволяет студентам проходить профессиональную переподготовку и получать дополнительные цифровые компетенции. Ожидается, что до конца 2025 года обучение на цифровых кафедрах пройдут свыше 385 тысяч человек.
Цифровые кафедры – ответ на запрос общества
Эксперты рассказали, почему в современном мире студентам особенно важно осваивать дополнительные цифровые компетенции.
Заведующий кафедрой искусственного интеллекта и анализа данных Университета Синергия, член Kaspersky Academy Expert Community, участник кадрового реестра Александр Батищев убежден, что сегодня на рынке труда нужны специалисты, настроенные на постоянную работу над собой: «Современному работодателю важны не только профессиональные компетенции выпускника, но и понимание, что наш выпускник готов и дальше развиваться в своей профессии и приносить пользу компании. Сертификаты и удостоверения о дополнительном образовании и о повышении квалификации, которые студенты получают в рамках проекта Цифровая кафедра – лучшее этому подтверждение».
Профессор Тульского государственного педагогического университета имени Л.Н. Толстого, директор института передовых информационных технологий Университета Льва Толстого Александр Привалов считает, что профессиональная переподготовка по программам IT-специальностей действительно необходима во всех сферах и профессиях: «Проект “Цифровые кафедры” появился очень своевременно, потому что сегодня очевиден запрос общества на формирование дополнительных цифровых навыков у учителей в образовательной среде. У нас педагогический университет, и, оказалось, что не все будущие и действующие учителя в полной мере владеют цифровыми компетенциями. “Цифровые кафедры” – ответ на запрос общества, который решает данную проблему».
Руководитель проекта «Цифровая кафедра» Российского химико-технологического университета имени Д.И. Менделеева Игорь Красильников уверен, что участие в данной программе позволяет молодым людям под другим углом посмотреть на свой профиль обучения: «Сегодня цифровизация нужна всем, поэтому необходимы люди, которые будут способствовать данному процессу внутри университета. “Цифровые кафедры” позволяют студентам посмотреть, каких моделей и программ не хватает, чтобы заниматься химическим образованием в цифровом пространстве. А представителям других факультетов и кафедр учебного заведения – найти разработчиков, проектировщиков для привлечения к совместным научно-исследовательским работам».
Руководитель проекта «Цифровая кафедра» Омского Государственного Технического Университета, заведующий кафедрой «Математические методы и Информационные технологии в экономике», руководитель Группы компаний «Сатори Консалтинг», вице-президент Ассоциации ИТ-Кластер Сибири по направлению ИТ-Образование Юрий Бахмутский высказал мнение, что сегодня необходимо совершенствовать программу, связанную с освоением цифровых технологий и получением определенных навыков: «Я уверен, что в каждую образовательную программу должны быть встроены цифровые модули, адаптированные под конкретное направление подготовки. А сегодня введение в цифру, как правило, ограничивается общим курсом “Основы информатики и программирования” на первом курсе. Этого недостаточно, чтобы получить реальные цифровые навыки и компетенции в данном направлении».
Доцент кафедры теории и методики массовой физкультурно-оздоровительной работы НГУ им. П. Ф. Лесгафта Елена Косьмина рассказала, как влияет на востребованность на рынке труда увлечение студентов киберспортом: «Киберспорт – это точно не развлечение. На данном направлении молодые люди обучаются так же, как и на других специальностях. Необходимо помнить, что сегодня происходит цифровая трансформация во всех отраслях. Именно поэтому даже те студенты, которые занимаются компьютерным спортом и развивают при этом определенные цифровые навыки, оказываются более конкурентоспособными на рынке труда».
Нужны специалисты-проводники цифровых реформ
Эксперты рассказали о не самых очевидных преимуществах, которые дает обучающимся и университету участие в проекте.
Александр Привалов (ТГПУ им. Л. Н. Толстого) объяснил, что цифровые кафедры помогают подготовить поколение, которое будет и дальше способствовать цифровизации в различных сферах: «Сегодня нам нужны специалисты-проводники цифровых реформ по различным отраслям, в т.ч. в образовании. Мы готовим людей, которые будут носителями духа цифровизации и специалистами в области цифровых технологий именно в области образования. И такой результат гораздо более важен, чем то, что молодые люди научатся писать программный код, уступая при этом профессиональным программистам».
В современном мире человек должен обладать разнообразным арсеналом навыков и умений, чтобы максимально успешно реализовываться в карьере, и цифровые кафедры позволяют обучающимся развить дополнительные компетенции, которые они смогут применять в рамках своей специальности. «У нас в Университете нет такого понятия – непрофильная специальность. Мы рады любому студенту, который готов к своей основной специальности получить новые компетенции. Например, преподавая студентам факультета менеджмента, я им объясняю, что их будущая специальность не потеряет актуальности, но в современном мире нужно быть кросс-функциональным. Для того чтобы быть успешным менеджером по продукту или по проекту в ИТ-компании, нужно понимать специфику ИТ-рынка, и чем глубже Вы будете в теме информационных технологий, тем больше будет шансов достичь успеха в карьере», – подчеркнул Александр Батищев (Университет Синергия).
Молодые люди при выборе направления обучения не всегда достаточно осведомлены о карьерных возможностях в различных сферах, а также часто сомневаются в том, что им под силу то или иное направление. «”Цифровые кафедры” позволяют студентам исправить ошибку, совершенную при выборе специальности. Многие ребята не поступают на ИТ-направления не потому, что они очень хотят быть машиностроителями или физиками, а потому, что они боятся информатики и даже не рассматривают данные варианты. А обучение по программам проекта дает понять, что программирование – это интересно и доступно, а цифровые технологии связаны не только с программированием», – отметил Юрий Бахмутский (ОмГТУ).
Елена Косьмина (НГУ им. П. Ф. Лесгафта) высказала мнение, что цифровые кафедры позволяют обучающимся поменять специальность без рисков, связанных с переводом из одного университета в другой: «”Цифровые кафедры” – отличный выход для тех молодых людей, которые изначально выбрали не ту специальность. Ребята поступают в университет, когда они еще не окончательно сформировались. А интерес и любовь к программированию могут прийти гораздо позже, когда отчисляться и поступать заново уже нет возможности и смысла».
Студентам нужно давать реальные кейсы из практики
Эксперты подробно рассказали о том, как университет выстраивает сотрудничество с партнерами и практиками из сферы цифровых технологий.
Александр Батищев (Университет Синергия) отметил, что без включения преподавателей-практиков в образовательный процесс студентам не удасться получить максимально актуальные навыки и знания: «Мы активно сотрудничаем с ИТ-компаниями. У нас сейчас более 30 преподавателей обучается в академии Лаборатории Касперского и Академии Pix Robotics. Мы прекрасно понимаем, что помимо базовых академических компетенций студентам, чтобы они не потерялись на рынке труда, нужно давать реальные кейсы из практики. Именно поэтому у нас в программах дополнительного образования преподают педагоги с реальным опытом работы в ИТ-компаниях и представители ИТ-отрасли».
Юрий Бахмутский (ОмГТУ) подчеркнул, что существуют различные варианты взаимодействия с практиками отрасли, поэтому можно найти удобную форму сотрудничества: «Существует несколько форм взаимодействия с партнерами. Наиболее активные ИТ-компании сами инициируют разработку программ обучения в рамках проекта “Цифровые кафедры”, – они крайне практикоориентированы. Данный формат сотрудничества становится наиболее популярным: в этом году количество таких проектов выросло в два раза. Также возможна совместная разработка образовательной программы, – вуз и компания создают совместный продукт. Иногда университет разрабатывает программу самостоятельно, а затем привлекает практиков для проведения занятий по отдельным дисциплинам».
Станет абсолютно естественным наличие у соискателя ИТ-квалификации
Подводя итоги дискуссии, эксперты поделились планами, как в дальнейшем будут развивать цифровые кафедры в своих университетах.
Игорь Красильников (РХТУ им. Д. И. Менделеева) отметил, что в будущем диплом соискателя об окончании цифровой кафедры не будет для работодателя удивительным или необычным: «Думаю, через несколько лет для работодателей станет абсолютно естественным наличие у соискателя дополнительной ИТ-квалификации. Отсутствие диплома “Цифровой кафедры” может быть воспринято как нежелание учиться, развиваться и получать новые навыки и компетенции».
Важно, чтобы студенты находили применение новым цифровым компетенциям в сфере интересов их основной специальности. «В перспективе мы хотим, чтобы обучающиеся применяли новые цифровые компетенции для создания бизнес-проектов. Мы стремимся к тому, чтобы студенты генерировали стартапы на основе синтеза основной предметной области, по которой обучаются, и цифровых технологий. Университет, цифровая кафедра как раз и должны помогать обучающимся в таких начинаниях», – подчеркнул Александр Привалов (ТГПУ им. Л. Н. Толстого).
Цифровые кафедры открывают преподавателям простор для педагогического эксперимента. «Со временем мы хотим сделать “Цифровые кафедры” местом для апробации электронных инструментов, внедрения асинхронных и дистанционных технологий. Преподавателю нужны совершенно различные качества и навыки, чтобы заинтересовать студентов в аудитории и в онлайн формате. Мы хотим показать, что сегодня существует множество цифровых инструментов, позволяющих повысить активность обучающихся и оценить степень усвоения материала», – высказал мнение Игорь Красильников (РХТУ им. Д. И. Менделеева).
Юрайт.Академия продолжит следить за проблемами образования. Приглашаем вас на наши онлайн-конференции:
- 29 ноября 2023 г. – II Всероссийская конференция «Интерактивное оценивание и качество образования». Регистрация по ссылке.
- 20 декабря 2023 г. – «Профессионалитет и трансформация среднего профессионального образования». Регистрация по ссылке.
- 22-26 января 2024 Г. – XIV Зимняя школа преподавателя «Личностно-ориентированное цифровое образование». Регистрация по ссылке.