25 октября в Юрайт.Академии состоялась III Всероссийская конференция «Методика подготовки интерактивного занятия». В ходе дискуссии «Интерактивные занятия: апробация методик и технологий в реальном учебном процессе» эксперты обсудили преимущества и ограничения интерактивных занятий, подготовку методик к апробации и аналитику педагогического эксперимента.
Интерактивные занятия требуют гораздо больше времени на подготовку
В ходе дискуссии эксперты дали определение понятию «интерактивное занятие», а также рассказали, какие факторы необходимо учитывать во время его подготовки.
Начальник отдела Развития образовательных технологий Тамбовского государственного технического университета Дмитрий Поляков поделился мнением, в чем заключается интерактивность занятия: «Интерактивное занятие предполагает, что слушатели, обучающиеся активно вовлечены в процесс. Кроме того, человек может увидеть такую активность со стороны, то есть это некоторая объективная деятельность студента при освоении материала».
Доцент Самарского государственного социально-педагогического университета, автор учебника «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» и других Ольга Брыксина отметила, что подготовка и проведение действительно эффективного и продуктивного занятия требуют много времени и сил преподавателя: «Подготовка интерактивного занятия требует значительного временного ресурса. Необходимо продумать, как различные форматы вовлечения и взаимодействия будут встроены в занятия, как будет организована ситуативная и ретроспективная рефлексия. Результат приложенных усилий – вовлеченность студентов в образовательный процесс, возможность эффективной обратной связи, что, несомненно, будет способствовать повышению качества образования».
Проректор по молодежной политике и воспитательной работе Южно-Уральского государственного института искусств им. П. И. Чайковского Наталья Балынская также утверждает, что подготовка к привычным занятиям не требует такой тщательной подготовки, а для действительно эффективной интерактивной деятельности необходимо подготовить серьезное количество материалов: «Интерактивные занятия требуют гораздо больше времени на подготовку, ведь невозможно выйти к студентам без определенных наработок, провести эффективное занятие и получить отдачу от аудитории. И это требует больше ресурсов, чем традиционные лекции или семинары, в ходе которых необходимо выйти к студентам и пообщаться с ними».
Заместитель директора института медицинских образовательных технологий Северо-Западного государственного медицинского университета имени И. И. Мечникова Минздрава России, начальник управления дополнительного профессионального образования Российской медицинской академии последипломного образования Минздрава России Захар Лопатин рассказал о том, какие возможности в образовательном процессе дают новые цифровые технологии: «Интерактивное обучение может быть разным. Например, мы применяем игровые форматы, используя специальные тренажеры и симуляторы. Мы моделируем определенную ситуацию из практической деятельности, а студенты играют в ней конкретные роли. Можно сказать, студенты играют во врача шесть лет, таким способом мы готовим специалистов».
Дмитрий Поляков (ТГТУ) обратил внимание и на определенное ограничение интерактивных занятий, отметив, что преподавателю удается рассказать не так много полезной информации, как на традиционной лекции: «С одной стороны, интерактив имеет преимущество с точки зрения получения студентами информации. Но с другой – такой формат уменьшает количество времени, которое мы тратим на подачу эффективного материала. То есть интерактивное занятие позволит вовлечь в процесс менее мотивированных студентов, но при этом преподаватель расскажет гораздо меньше за то же время».
Интерактивные занятия позволяют усилить у студента концентрацию внимания
Спикеры поделились, как различные технологии могут быть использованы для проведения интерактивных занятий на различных направлениях подготовки.
Захар Лопатин (СЗГМУ им. И.И. Мечникова) рассказал, как удается включить цифровые форматы в процесс подготовки будущих врачей: «Сейчас особый интерес вызывает интерактивное обучение на симуляторах. Мы разработали программу и ввели ее в учебный план как факультатив, при этом не изменяли базовое, традиционное преподавание других дисциплин. Подготовка студентов проходит на виртуальных симуляторах: студенты получают необходимый теоретический материал и выполняют практические задания в течение определенного времени».
Использование технологий позволяет дополнительно вовлечь студентов в образовательный процесс, однако важно продумать методику их применения, чтобы провести занятие продуктивно. «Я – преподаватель литературы, и я иногда использую искусственный интеллект в рамках занятий. И здесь важны два фактора. Во-первых, я должна быть хорошо ознакомлена с возможностями различных программ. Во-вторых, необходимо продумать, как адаптировать тот или иной сервис под направление подготовки, иначе занятие не будет эффективным», – отметила Наталья Балынская (ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского).
Дмитрий Поляков (ТГТУ) отметил, что каждый обучающийся по-разному воспринимает и усваивает информацию, поэтому формат традиционных лекций подходит не всем. Качественные и тщательно продуманные интерактивные занятие позволяют решить данную проблему: «Необходимо помнить, что у каждого человека есть своя способность сосредотачиваться. На мой взгляд, этот навык формируется в том числе и в процессе получения некого опыта обучения, и все по-разному у всех студентов. Интерактивные занятия позволяют усилить у студента концентрацию внимания и сосредоточенность. И это важно, ведь один студент может слушать лекцию и успешно усваивать материал, а другому – тяжело и скучно, хотя у него может быть очень высокий уровень мотивации».
Нам необходимо научиться жить вместе с технологиями
В процессе внедрения новых технологий и методик преподаватели нередко сталкиваются с определенными трудностями. Эксперты рассказали о некоторых из них, а также об их решении.
Ольга Брыксина (СГСПУ) обратила внимание, что преподаватель должен понимать, почему внедрение той или иной методики будет полезно в образовательном процессе, – в таком случае никто не будет ему препятствовать: «Если руководство заинтересовано в имидже и престиже учебного заведения, то оно поддерживает внедрение различных технологий и педагогических экспериментов. Однако в любом случае важно, чтобы у преподавателя были веские аргументы, доказывающие эффективность и целесообразность внедрения той или иной методики».
Захар Лопатин (СЗГМУ им. И.И. Мечникова) предположил, как можно дополнительно мотивировать преподавателей внедрять различные современные методики в образовательный процесс: «Важно помнить, что сегодня преподаватель не просто проводит лекции и семинары. Современный педагог параллельно работает на других должностях, вовлечен в практическую деятельность по специальности и многое другое. В такой ситуации начинается постоянная рутина и заканчивается творчество. Возможно, нужно повышать престиж профессии и требования к качеству, затем материально поощрять за полученные результаты. Тогда преподаватели будут заинтересованы во внедрении и применении инноваций в педагогическую практику».
Подводя итоги дискуссии, Наталья Балынская (ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского) подчеркнула, что сегодня педагогам важно мирно сосуществовать с развивающимися технологиями и делать все возможное, чтобы они приносили им пользу в профессиональной деятельности: «Сегодня важно, чтобы преподаватели осознавали: мы идем и развиваемся по цифровому пути, и нам необходимо научиться жить вместе с технологиями. Конечно, часто не хватает ресурсов на реализацию всех идей и желаний. Например, мы бы очень хотели развивать чат-бот, интеграцию с Moodle и многое другое»
Юрайт.Академия продолжает следить за тенденциями в области образования, а также обсуждать самые актуальные вопросы!
29 ноября приглашаем вас на II Всероссийскую конференцию «Интерактивное оценивание и качество образования». Обсудим новые форматы оценивания в современных реалиях. Регистрация по ссылке.